Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Томашовка
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Томашовка
План лекции:
Подходы к описанию педагогического опыта:
1) Системно-целостный:
2) Формальный, некомпетентностный,
3) Всесторонний.
Системный подход – выявление и представление суммы разрозненны явлений в качестве единой взаимозависимой совокупности, когда каждый элемент рассматривается, с одной стороны, как автономная составляющая, а с другой, – как самостоятельная сложная система, включающая в себя разнообразные компоненты.
Какие же процедуры включает в себя система работы по изучению эффективного педагогического опыта?
1) распознавание специфики опыта;
2) интерпретация;
3) обобщение;
4) описание;
5) представление;
6) пропаганда.
Они же могут рассматриваться и как основные этапы работы тех, кто обобщает эффективный педагогический опыт.
Что же такое эффективный педагогический опыт? Что он из себя представляет?
Педагогический опыт – это такой опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств[1].
Педагогический опыт классифицируется по следующим основаниям:
1) по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, массовый;
2) по новизне – репродуктивный, творческий, новаторский;
3) по качеству – положительный, эффективный, рациональный, передовой.
При этом передовой и новаторский опыт зачастую отождествляют, так как и тот, и другой содержат элементы новизны, новаторства, творчества. Новаторский опыт – это тот, в котором есть элементы новизны, открытия, изобретения, представлено авторство. К такому опыту можно отнести технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления средствами чтения и письма, технология многомерных дидактических инструментов и др. Передовой же характеризуется тем, что педагог получает более качественный результат за счет усовершенствования имеющихся технологий, методик, методов, средств, приемов, оптимальной организации образовательного процесса.[2]
ППО рассматривается в настоящее время в двух значениях: в широком и узком.
Широкое значение – это профессиональное мастерство педагога, которое обеспечивает высокое качество знаний учащихся, уровень и воспитанности, развития, сформированности ценностных ориентаций. В узком – это такая образовательная практика педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, эффективности.
В книге А. А. Глинского дается следующее определение передового педагогического опыта:
ППО – опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по некоторым признакам, к числу которых относятся: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность. Кроме того, он должен быть рациональным: на него должно затрачиваться меньше времени, средств и сил при совместной работе обеими сторонами образовательного процесса, но результат при этом должен быть более высоким, характеризоваться стабильными положительными результатами, и он должен приносить удовлетворение обеим сторонам, быть процессом сотворчества в диаде «учитель-ученик» при положительном микроклимате.
Какие еще подходы существуют в педагогической среде к определению ППО?
1) Это образец хорошей, качественной работы,
2) Это деятельность, в которой воплощены результаты научных исследований или успешное применение другого опыта;
3) Это педагогические находки, которые позволяют качественно решать педагогические задачи. Особой ценностью является «технологизированный опыт».
Критерии передового педагогического опыта:
1) Соответствие опыта ведущим идеям современной педагогической науки и главным направлениям педагогической практики;
2) Научная обоснованность;
3) Высокая результативность образовательного процесса и личностного развития учащихся;
4) Длительность функционирования;
5) Актуальность темы опыта и ее перспективность;
6) Развитие профессиональной компетентности у педагога и совершенствование педагогической культуры;
7) Творческая новизна;
8) Рациональный расход средств и времени на достижение высоких результатов;
9) Эффективное педагогическое взаимодействие;
10) Степень удовлетворенности образовательных запросов учащихся и их родителей.
Компоненты опыта:
1) организация образовательного процесса;
2) результаты обучения учащихся;
3) уровень их обучаемости и обученности;
4) уровень их развития;
5) сформированность профессиональной компетентности у педагогов;
6) степень выраженности их педагогической культуры;
7) востребованность данного опыта в педагогическом сообществе.
Конечные результаты-показатели, по которым опыт оценивается как передовой:
1) качество и уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, и базовых компетенций;
2) уровень воспитанности учащихся (высокие нравственность, общая культура, физическая культура и т.д.); уровень их личностно-ценностных ориентаций, сформированность и убеждений и отношений;
3) пути достижения высоких результатов (оптимальная организация процесса обучения, совершенствование дидактически средств, использование активных и интерактивных форм работы, технологизация образовательного процесса, междиплинарность в образовательном процессе, практикоориентированность в преподавании учебных предметов);
4) совершенствование педагогических компетенций, развитие на этой основе компетентности и сформированность высокого уровня профессионально-педагогической культуры;
5) создание благоприятной психологической атмосферы сотрудничества, сотворчества в образовательном процессе.
Что может являться опытом, объекты ППС:
1) эффективная деятельность педагога по обеспечению качества образования;
2) алгоритм учебных действий по учебному предмету – например, в истории это характеристика исторических явлений, событий, личностей, войн, восстаний и др. по определенной «памятке-алгоритму»;
3) внеклассная работа по предмету;
4) реализация факультативного обучения учащихся;
5) авторская программа работы факультативных занятий, клуба, секции, кружка, проекта и др.;
6) методическое сопровождение образовательного процесса;
7) система методически приемов, используемых педагогом в урочной деятельности;
8) эффективные средства обучения;
9) реализация принципов обучения в образовательном процессе;
10) исследовательская деятельность педагога и учащихся;
11) взаимодействие классного руководителя, семьи, социума по воспитанию учащихся;
12) система работы педагога по подготовке учащихся к централизованному тестированию;
13) эффективная система оценки знаний учащихся.
Принципы изучения и обобщения ППС:
1) целесообразность;
2) научность;
3) системность;
4) последовательность;
5) практикоориентированность;
6) сотрудничество;
7) индивидуализация;
8) добровольность.
Пути работы с педагогическим опытом:
Первый – по инициативе администрации; второй – по личной инициативе педагога или группы педагогов.
Этапы работы по изучению, обобщению и описанию ППС (в системе):
1) выявление опыта;
2) изучение администрацией содержания, условий, процессов, качества и результатов профессиональной деятельности педагога в рамках темы опыта;
3) обобщение опыта;
4) описание опыта;
5) представление опыта и пропаганда передовых педагогических идей.
Основания выявления и определения опыта:
1) по итогам анализа работы педколлектива или отдельного учителя за год;
2) в ходе реализации внутришкольного контроля;
3) в ходе изучения работы педагога, аттестуемого на первую или высшую категорию;
4) самим педагогом в качестве темы самообразования и т. д.
Примерный план действий при организации процесса
изучения и обобщения опыта
5.1. Изучение деятельности педагога, ее результатов:
- общая цель ОП, конкретные педагогические задачи;
- подходы к отбору содержания обучения, к организации и осуществлению ОП, конкретные педагогические задачи, дифференциация и индивидуализация ОП;
- управление процессом усвоения знаний учащимися; формирование навыков (компетенций);
- развитие определенны личностных качеств, формирование личностно-социальных компетенций учащихся, системы убеждений и отношений;
- владение педагогом разными видами профессиональной деятельности (методологической, методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и т.д.);
- эффективное использование в ОП технологий, методик, методов, приемов и т.д.;
- авторские дидактические средства; наличие авторской дидактической системы;
- материально-техническое оснащение проводимых занятий;
- уровень компьютерной грамотности педагога;
- ведущие кафедры, обеспечивающие высокие результаты труда;
- пути и способы разрешения возникающих педагогических противоречий и затруднений.
5.2. Изучение деятельности учащихся, ее результатов:
- мотивация учебной деятельности;
- уровень владения рациональными приемами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности;
- уровень самостоятельности мышления и учебных действий;
- самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- коммуникабельность в работе;
- результаты учебной деятельности;
- сформированность нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности.
6. Первичная обработка материалов.
Что делается на начальном этапе?
Коллективное обсуждение организационных вопросов, распределение обязанностей, определение исполнителей, сроков, методов и приемов работы.
Памятка руководителю (методисту) по изучению опыта работы
Методы изучения опыта
Анкетирование, опрос, наблюдение, посещение уроков и внеклассных мероприятий, проводимых педагогом, его рабочей документации, собеседование, изучение авторской педагогической продукции, творческих работ учащихся, проведение контрольных работ и и сравнительных анализ, творческие отчеты педагога, презентации из опыта работы, посещение творческой лаборатории педагога, изучение работы мастер-класса, который ведет педагог и т.д.
Кроме наблюдения администрации и обобщения опыта педагога ею, существует еще и такая форма обобщения опыта, как самообобщение.
Каковы этапы работы педагога над обобщением собственного опыта?
Примерная памятка в помощь педагогу
«Как обобщать свой опыт»
Материалы самообобщения могут служить для администрации основой для обобщения работы педагога.
В деятельности общеобразовательных учреждений наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методик, методов, примеров, способов работы педагога: представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае могут быть использованы следующие формы работы: открытый урок, творческий отчет, семинар-практикум, мастер-класс и др.
На методическом уровне обобщения опыта, который считается наиболее продуктивным, осуществляется выделение ведущей педагогической идеи опыта, дается характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы. Обеспечивается подготовка различного рода методических рекомендаций, памяток, разработок.
«Передается мысль, выделенная из опыта, а не сам опыт». (К.Д.Ушинский.)
Процесс распространения опыта, пропаганда его ведущих идей реализуется с помощью следующих форм: педагогических советов, заседаний методических формирований, конкурсов педагогического мастерства, методических копилок, мастер-классов, семинаров-практикумов, научно-практических конференций, творческих отчетов и презентаций, а также через публикацию в педагогических изданиях. Работа по изучению и обобщению педагогического опыта, а также пропаганда его идей может считаться успешной, если она системно организована, и идея изученного и представленного опыта будет осмыслена и принята другими педагогами, что со временем отразится на качественных результатах их профессиональной деятельности.
[1] Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения: пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2010. – 341 с. – С. 203.
[2] Там же, с. 203.