Советы дефектолога

Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания

Рекомендации для учителей

«Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания»

    Учащиеся с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью часто относятся учителями к категории неуспевающих школьников. У таких детей с первых месяцев обучения в школе появляются затруднения в усвоении учебного материала с одной стороны в силу незрелости эмоционально-волевой сферы (они готовы выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересами), с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития (у данной категории детей отмечается недостаточный для их возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности). Итак, затруднения в обучении детей с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых.

    Классы интегрированного обучения и воспитания объединяют разных детей, зачастую очень отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания – создание таких условий, чтобы все дети могли контактировать друг с другом, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый ученик по мере своих способностей был включен в общий образовательный процесс. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно носит воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

    Особую сложность для учителя класса интегрированного обучения и воспитания представляют планирование и проведение уроков в таком классе. Ниже приведена структура урока (при внутренней дифференциации), которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы урока

Методы и приемы

Организация работы по программе общего среднего образования

Организация работы по специальной программе

Организационный этап (словесный – слово учителя) он общий для всех детей класса

Проверка домашнего задания (словесный – беседа), практический – работа с учебником, по карточкам):

Фронтальный опрос

Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала (словесный – беседа):

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Итог урока (словесный – беседа) общий для всех детей класса

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный (слово учителя):

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии. 

    Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

    Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя класса интегрированного обучения и воспитания продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий учащегося, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся, занимающимся по специальным программам, и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по программе общего среднего образования.

    При обучении детей, имеющих нарушения интеллекта, в интегрированном классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно-методические и дидактические комплекты.

    Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:

Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

Снятие страха - «Ничего страшного...»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.

Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)

Педагогическое внушение - «Приступай же...

Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

введения специальных видов помощи, а именно:

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

- введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

учёт психофизических, личностных особенностей;

опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;

организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!

смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

соблюдение принципа «от простого к сложному»;

переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

поэтапное разъяснение инструкции;

выделение ключевых слов;

листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;

краткое содержание параграфа;

заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:

выбор места в классе;

заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;

предоставление дополнительного времени;

специализированные учебники;

оценки понимания задания.

В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;

Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;

К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:

альтернативного ответа;

помощь в заполнении оценочных бланков;

предоставление неограниченного времени;

возможность выполнения работы дома.

Качественный подход при оценивании результатов предусмаривает:

индивидуальную шкалу оценок;

ежедневное оценивание;

меньшего количества заданий для получения оценки;

внимание на понимание прочитанного;

оценивать правописание отдельно от содержания работы

 

Методы и формы работы с детьми с особенностями психофизического развития, дающие положительную динамику

    В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

    В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

    Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.

    Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития  мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

    Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

    При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особеностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.

    Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

    Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с нарушениями развития (замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации) определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.

    Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

    При использовании словесных методов в работе со школьниками с особенностями психофизического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

    Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):

максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;

рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;

обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;

создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).

    САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:

Воздействие на все органы чувств.

Разнообразные виды деятельности.

Обращение к опыту ребенка.

Комфортные условия на уроке.

Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.

Содружество учителя и учащихся.

Предъявление заданий малыми дозами.

Игра.

Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

    Когда работают дети с особенностями:

Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;

Когда они кого-то сами смогут научить.

 

 

 

свернуть