9 класс

Урок 1. Организация сети Интернет

Цель урока: изучить организацию службы WWW,  понятие о веб-сервере и адресацию в сети.


Краткий конспект

Сегодня трудно представить себе существование человеческой цивилизации без

Всемирной паутины.Это около 400 миллионов пользователей, для которых круглосуточно

работают десятки миллионов серверов, содержащих в сумме более миллиона страниц. WWW –

крупнейшее хранилище общедоступных данных,

самые оперативные средства массовой информации, электронные магазины, клубы по интересам

и многое,

многое другое.

В 1974 году Internet Network Working Group (INWG), созданная DARPA и руководимая

Винтоном Серфом

разработала универсальный протокол передачи данных и объединения сетей Transmission

Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP) – сердце Internet.
В 1980 году INWG под руководством Винтона Серфа объявила TCP/IP стандартом и

представила план

объединения существующих сетей, сформулировав основные его принципы:

  • Сети взаимодействуют между собой по протоколу TCP/IP.
  • Объединение сетей производится через специальные “шлюзы” (gateway).
  • Все подключаемые компьютеры используют единые методы адресации.

 Интернет – это всемирная компьютерная сеть, объединяющая в единое целое десятки

тысяч разнородных локальных и глобальных компьютерных сетей, связанных

 определенными  соглашениями (протоколами). Ее назначение – обеспечить любому

желающему постоянный доступ к  информации. Благодаря сети стал доступен

огромный объем информации. Так, пользователь в любой

стране может связаться с людьми, разделяющими его интересы, или получить

ценные сведения в  электронных библиотеках, даже если они находятся на

другом конце света. Нужная информация окажется в его  компьютере за считанные

секунды, пройдя путь по длинной цепочке промежуточных

компьютеров,  по кабелям и радио, через горы и моря, по дну океанов и через спутники..
Набор соглашений о правилах формирования и форматах сообщений называется протоколом.
Сети в Интернете все связываются друг с другом, потому что все компьютеры, участвующие в

передаче данных, используют единый протокол коммуникации TCP / IP (читается «ти-си-пи /

ай-пи”). На самом деле протокол TCP / IP – это два разных протокола, определяющие

различные аспекты передачи данных в сети: Протокол TCP (Transmission Control Protocol) –

протокол управления передачей данных, использующий

автоматическую повторную передачу пакетов, содержащих ошибки; этот протокол отвечает за

разбиение  передаваемой информации на пакеты и правильное восстановление информации

из пакетов получателя.
Протокол IP (Internet Protocol) – протокол межсетевого взаимодействия, отвечающий за адресацию

и позволяющий пакету на пути к конечному пункту назначения проходить по нескольким сетям.

Схема передачи информации по протоколу TCP / IP такова:

  • протокол TCP разбивает информацию на пакеты и нумерует все пакеты;
  • далее с помощью протокола IP все пакеты передаются получателю, где с помощью протокола
  • TCP проверяется, все ли пакеты получены;
  • после получения всех пакетов протокол TCP располагает их в нужном порядке и собирает в
  • единое целое.

Чтобы информация безошибочно могла передаваться с одного компьютера на другой, необходимо

наличие уникальных адресов, с помощью которых можно однозначно определить

(идентифицировать) получателя информации. Подобно тому, как обычная почта доставляет

почтовые отправления по

адресам, включающим в себя область, город, улицу, дом, квартиру, так и в сети Internet

информационные пакеты доставляются по адресам, только в адресе указываются не

дома и улицы, а номера сетей, к которым подключен компьютер-получатель и номера

самих компьютеров в этих сетях.

Итак, каждый компьютер, подключенный к сети Internet, имеет физический адрес

(IP-адрес).
IP-адрес — это уникальный номер, однозначно идентифицирующий компьютер в Internet.

IP-адрес представляет собой четыре десятичных числа (от 0 до 255), разделенных точками,

например, 194.67.67.97 (после последнего числа точка не ставится). Каждое число соответствует

информационному объему в 1 байт или 8 бит.

Расшифровка такого адреса ведется слева направо. Обычно первый и второй байты –

это адрес сети,  третий байт определяет адрес подсети, а четвертый – адрес компьютера в подсети.

Доменная система имен имеет иерархическую структуру: домены верхнего уровня — домены второго

уровня — домены третьего уровня. Домены верхнего уровня бывают двух типов: географические 

(двухбуквенные — каждой стране соответствует двухбуквенный код) и административные 

(трехбуквенные).

Административные Тип организации Географические Страны
com коммерческие ca Канада
edu образовательные de Германия
gov Правительственная  jp Япония
int Международная ru Россия
mil Военная  by Беларусь
net Компьютерная сеть uk Англия
org Некоммерческая us США

    Доменные имена читаются справа налево. Домен верхнего уровня расположен в крайнем

справа поле.

Все остальные поля адреса отдаются на усмотрение страны, за которой закреплен домен

верхнего уровня.

Например левее индекса страны может стоять сокращенное название города:

spb – Санкт-Петербург,

e-burg – Екатеринбург и т.д. Затем может идти название организации, имеющей локальную сеть.

Например, et – электротехнический университет. Далее может идти название подразделения:

ok – отдел кадров.

Универсальный указатель ресурса или URL (Universal Resource Locator)
включает в себя протокол доступа к документу, доменное имя или IP-адрес сервера,

на котором находится документ, а также путь к файлу и имя файла:

protocol://domain_name/path/file_name 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном примере использован наиболее часто используемый протокол http:// – протокол

передачи гипертекста.


Задания по теме урока

Задание можно скачать по ссылке

ссылке (скачать). 

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 1 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 2. Национальные информационные ресурсы

Цель урока: познакомиться с  национальными и образовательными информационными ресурсами. 


Смотрим вторую часть образовательного видео ( с 5 мин. 10 с.)

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы.  В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.        Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Национальные информационные ресурсы — это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.

Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.

Таким образом:

  • национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;
  • эффективность использования информационных ресурсов — важнейший показатель информационной культуры общества;
  • национальные информационные ресурсы общества — часть экономической мощи государства.

Информационные образовательные ресурсы –это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой.

Информационно-образовательные ресурсы находятся в виде первичного или вторичного контента на порталах. Первичные ресурсы располагаются на портале владельца. Описание и адреса вторичных ресурсов располагаются в других местах, доступных через Интернет.


Задания по теме урока

Файл с описанием заданий (скачать), а также файлы, используемые в заданиях (скачать) можно скачать по ссылкам:

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 2 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 3. Поиск информации в сети Интернет

Цель урока: изучить поисковые системы, поисковые каталоги, эффективность поиска и сохранение результатов  информации в сети Интернет.


Смотрим первую часть образовательного видео (до 4 мин.)

Способы поиска информации в сети Интернет:

  1. По прямой ссылке (URL-адресу страницы).
  2. Интернет-серфинг (передвижение по гиперссылкам).
  3. С помощью поисковых систем

Возможности поиска информации:

  1. В поисковых каталогах 
  2. С помощью запросов (по ключевым словам).

Поисковые каталоги помогают искать информацию определенной тематики. 

Поисковые системы — сайты, в которых при введении запроса в строку поиска пользователь получает ряд ссылок на страницы в Интернете.  
Эффективность поиска обычно оценивается по двум параметрам — полноте и точности.

Полнота поиска — отношение числа выданных релевантных ресурсов к общему числу релевантных ресурсов, имеющихся в распоряжении поисковой машины. (Информация, соответствующая информационным потребностям, называется релевантной.)

Точность поиска — отношение числа выданных релевантных ресурсов к общему числу выданных ресурсов.


Задания по теме урока

Задание 1. Выполните тест, пройдя по ссылке.

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 3 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 4. Облачные технологии. Сервисы совместной работы

Цель урока: познакомиться с облачными хранилищами данных, хранение и совместное редактирование документов в сети Интернет. 


Смотрим вторую часть образовательного видео (после 4 мин.)

Облачные технологии — технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. 

Облачное хранилище данных — интернет-хранилище, в котором данные содержатся на многочисленных серверах, распределенных в сети, предоставляемых в пользование клиентам. 

Этот сервис является базовым для других облачных сервисов, поскольку входит в состав почти каждого из них. 

Аккаунт — учетная запись, в которой хранится персональная информация. 


Задания по теме урока

Файл с описанием заданий (скачать), а также файлы, используемые в заданиях (скачать) можно скачать по ссылкам:

Презентации для совместного редактирования

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 4 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 5. Сетевой этикет и меры безопасности в сети Интернет

Цель урока: Обобщить умения и знания по теме “Информационные ресурсы сети Интернет”.


Сетевой этикет – это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем – и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом.Эти правила – всего лишь пожелания. Но поскольку мы все – сообщество, соблюдение этих правил поднимет Ваш авторитет, и Вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник.

Правила сетевого этикета в общении между пользователями можно условно распределить на три группы:

  1. Административные — необходимо придерживаться общепринятых названий тем, способа цитирования, а также уровня допустимости рекламы. Флейм также может быть допустим, но в определенных пределах.
  2. Технические нормы — это соблюдение определенной длины строк, предложений, количества знаков в посланиях. Некоторые аббревиатуры допустимо печатать заглавными буквами.
  3. Эмоциональные — касаются использования смайлов, способа обращения на «вы» или на «ты», поддержки новеньких либо их игнорирования и т.д.

Есть 10 правил сетевого этикета, которые помогают пользователям Интернета достигать взаимопонимания:

  • При общении в кибернетическом пространстве будьте вежливыми, внимательными. Не забывайте о том, что вы контактируете с людьми.
  • Используйте приветствие и слова вежливости, выражайте благодарность другим участникам переписки.
  • Не тратьте время собеседника впустую, избегайте ненужных фраз.
  • Большое значение имеет ситуация общения. Например, на форумах и в чатах пользователь может вести себя более свободно. Участники тематической конференции должны быть сдержанными, внимательными.
  • Вычитывайте текстовые сообщения, не отправляйте безграмотные электронные письма.
  • Не пытайтесь учить собеседника, «давить» на него в моральном плане.
  • Не игнорируйте сообщения от друзей, незнакомых людей.
  • Отстаивайте свою точку зрения, но не опускайтесь до брани, ругательств и оскорблений оппонентов.
  • Помогайте другим пользователям. Речь идет не о финансовой помощи. Можно помочь советом, подсказать новичку, где искать нужную информацию, дать грамотный ответ на вопрос.Закрывайте глаза на ошибки и опечатки других пользователей.
  • Придерживайтесь всех стандартов поведения, «работающих» в реальной жизни.

Рекомендации:

  • Для выхода в сеть Интернет используйте устройства, на которых установлены и постоянно обновляются антивирусные программы.
  • При посещении известных сайтов обращайте внимание на их внешний вид: возможно, это поддельная копия.
  • Вводите личную информацию только на веб-сайтах, которые работают с использованием защищенных протоколов.
  • Не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах.
  •  Не используйте легкие пароли (даты рождения, номера телефонов и т. д.).
  • Остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель; не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях.
  • При поступлении сообщений от знакомых, содержащих просьбы о финансовых операциях или о передаче финансовых реквизитов, обязательно проверяйте данную информацию по другим каналам связи (личная встреча, телефонный звонок, голосовая связь).
  • Постарайтесь установить личность собеседника с помощью контрольных вопросов, ответы на которые могут быть известны только вам двоим.

Законодательством Республики Беларусь определена мера ответственности за следующие преступления в сети Интернет:

  • Несанкционированный доступ к данным.
  • Модификация (изменение) данных без разрешения владельца.
  • Умышленное уничтожение данных, приведение их в непригодное состояние.
  • Разработка, использование и распространение вредоносных программ.
  • Нарушение авторского права.

Задания по теме урока

  1. Выполните тест, пройдя по ссылке.
  2. С помощью сервиса Google Презентации создать презентацию на одну из тем на выбор: “Сетевой этикет” или “Кибербезопасность”. Презентация должна содержать не менее 5 слайдов.
  3. Оправить приветственное письмо учителю с соблюдением правил сетевого этикета на e-mail vyshinsv@gmail.com, которое будет содержать ссылку на вашу презентацию, созданную при выполнении Задания 2.
Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 5 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 6. Основные алгоритмические конструкции и типы данных

Повторение изученного

Алгоритм – понятое и точное указание исполнителю совершать последовательность действий направленных на решение поставленной задачи или достижения указанной цели.

Программа – это последовательность предписаний (команд), записанных на языке, понятном исполнителю. В нашем случае исполнителем является процессор.

Транслятор (translator) – это программа, предназначенная для перевода (трансляции) описания алгоритма с одного формального языка на другой.

Язык программирования – это специально обусловленный набор символов, слов и мнемонических (особым образом организованных и заранее оговоренных) сокращений, используемых для записи набора команд (программы), воспринимаемых компьютером.

Синтаксис языка программирования – это перечень правил записи программ из элементов этого языка.

Программирование – это технология разработки программ с помощью языков программирования.

Оператор ветвления – команда, реализующая алгоритмическую конструкцию ветвление.

Оператор цикла – команда, реализующая алгоритмическую конструкцию ветвление.

Вспомогательный алгоритм – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах.

Общий вид программы

Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.

  1. Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.
  2. Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных
  3. Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце.
  Program <название программы>;
     <раздел описаний>
  begin
     <оператор 1>;
     <оператор 2>;
     . . . . . . .
     <оператор N>;
  end.
Раздел описаний
  •  Label <раздел описания меток>;
  •  Const <раздел описания констант>;
  •  Type <раздел описания типов>;
  •  Var <раздел описания переменных>;
  •  Procedure (Function) <раздел описания подпрограмм>;

В разделе описания переменных var указываются все переменные (определяя их тип), которые впоследствии будут использованы в программе:

Var имя переменной: тип переменной;

Например:   Var x:integer;  Y:char;  a:integer;  b:integer;

Переменные одного типа можно описывать вместе:

Var x,a,b:integer; Y:char;
Типы данных

Существуют стандартные и пользовательские (создаваемые самим программистом) типы.

Некоторые стандартные типы:

  • Integer – целые числа (-10; 0; 1; 2; … )
  • Real – вещественные числа (-10; -7,241; 0; 1; 4,25; …)
  • Boolean – логический тип (true и false)
  • Char – символьный тип (’а’; ’б’; ’1’; ’*’ …)
  • String – строковый тип (’а’; ’б’; ’1’; ’123’; ’абв’; ’*’ …)
Команды ввода

Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора Read (или Readln):

Read (<список переменных>);
Readln (<список переменных>);

При выполнении этого оператора компьютер ожидает ввода с клавиатуры значений переменных в том порядке, в каком они указаны в списке. Вводить значения следует через пробел, после окончания ввода нажимают клавишу Enter. При использовании оператора Readln после ввода значений осуществляется переход на следующую строку, при использовании оператора Read перехода на следующую строку не происходит.

С клавиатуры можно вводить только значения переменных. Например: 

1.Read(a) – ввод значения переменной a;
2.Read(’a’) – неверная команда, т. к. вводить можно только значения переменных;
3.Read(a, b, c) – ввод значений переменных a, b, c.
Команды вывода

Вывод данных на экран осуществляется с помощью оператора Write (или Writeln):

Write(<список вывода>);
Writeln(<список вывода>);

Элементами списка могут быть константы, переменные, выражения. Указанные данные выводятся на экран в порядке их перечисления в списке. Для вывода на экран определенного текста он указывается в кавычках.  При использовании оператора Writeln после вывода на экран осуществляется переход на следующую строку, при использовании оператора Write перехода на следующую строку не происходит.
Например:

1.Write(a) – вывод на экран значения переменной (или константы) a
2.Write(’a’)– вывод на экран буквы а
3.Write(’a’, b, c)– вывод на экран буквы а и значений переменных (или констант) b и c
4. Write(’a,’, b, ’,’, c) – вывод на экран буквы а и значений b и c через запятую
Команда присваивания

Значения переменных можно изменять в процессе выполнения программы с помощью оператора присваивания.

Команда присваивания имеет следующий вид:   <переменная>:=<выражение> ;

Оператор присваивания выполняется следующим образом:

       1. вычисляется значение выражения
       2. переменная получает это значение

При этом тип выражения (тип выражения определяется типом его значения) должен быть совместим с типом переменной. Например, числовой переменной нельзя присвоить в качестве значения символ или строку символов и наоборот; переменной символьного типа Char нельзя присвоить в качестве значения строку символов, а переменной типа Integer – значение, тип которого Real и т.д. Но при этом обратное возможно: переменной типа String можно присвоить значение типа Char , а переменной типа Real – значение типа Integer

Составной оператор

Любой набор операторов, размещённый между ключевыми словами begin и end, с точки зрения транслятора становился одной командой (оператором) и мог использоваться в любом месте программы, где следует использовать один оператор.

В Паскале условный оператор if, циклы while и for требуют в качестве ветвей и тела один оператор, поэтому при необходимости разместить в ветвях условного оператора или теле цикла несколько команд используются составные операторы:

if условие then 
  begin  { начало составного оператора }
    ... { несколько операторов }
  end { конец составного оператора }
else
  begin  { начало составного оператора }
    ... { несколько операторов }
  end; { конец составного оператора }

while условие do 
  begin  { начало составного оператора }
    ... { несколько операторов }
  end; { конец составного оператора }

for переменная := значение1 to значение2 do
  begin  { начало составного оператора }
    ... { несколько операторов }
  end; { конец составного оператора }
Команда ветвления

Для осуществления ветвления в программе используется условный оператор. Он имеет полную и неполную формы:

Полная форма:

If <условие> Then <оператор1> Else <оператор2>;
{Точка с запятой перед Else не ставится!}

Неполная форма:

 If<условие> Then <оператор1>;

Условный оператор выполняется следующим образом:
              1.проверяется условие
              2.если условие выполнено, выполняется оператор1
              3.если условие не выполнено, в полной форме выполняется оператор2, а в неполной форме никаких действий не выполняется
              4. осуществляется переход к следующей команде

Условие может быть простым или сложным.

Простое условие – сравнение значений двух выражений с помощью знаков сравнения:

  • < – меньше
  • > – больше
  • <= – меньше или равно
  • >= – больше или равно
  • = – равно
  • <> – неравно

Например: 1) X>=3; 2) A<>B; 3) sqr(c)=sqr(a)+sqr(b)

Сложное условие – несколько простых условий, соединенных логическими операциями:

  • Not– не
  • And – и
  • Or – или

Простые условия, входящие в состав сложного, записываются в скобках.

Например: 1) (X>3) and (Y<=17) and (Z<>2) – выполнено, если выполнены все простые условия
                     2) (X<2) or (X=8) or (X>=12) – выполнено, если выполнено хоть одно из простых условий

Команда цикла с предусловием

Цикл с предусловием – наиболее универсальная циклическая структура (с его помощью можно представить любой цикл). В языке Pascal этот вид цикла реализован оператором While:

  While <условие> do
  <тело цикла>

Оператор While выполняется следующим образом:

  1. Проверяется условие
  2. Если условие выполнено, выполняется тело цикла и происходит переход к п. 1
  3. Если условие не выполнено, то происходит переход к следующей команде (выход из цикла)
  • Цикл повторяется, пока условие выполнено
  • Если изначально условие не выполнено, то тело цикла не выполняется ни разу
  • Оператор While может зациклиться: если изначально условие выполнено, а в теле цикла его значение не изменяется, то выхода из цикла не происходит
Команда цикла с повторением

Цикл с параметром используется тогда, когда заранее известно количество повторений и шаг постоянен. Этот тип цикла реализуется в языке Pascal оператором For, который имеет 2 варианта записи:

1)For <параметр цикла> := <начальное значение> to <конечное значение> do
               <тело цикла>

2)For <параметр цикла> := <начальное значение> downto <конечное значение> do
               <тело цикла>
  • Параметр цикла – переменная целого типа
  • начальное и конечное значения – выражения того же типа;
  • тело цикла – простой или составной оператор.
  1. Цикл повторяется, пока значение параметра лежит в интервале между начальным и конечным значениями
  2. При каждом повторении цикла значение параметра автоматически изменяется: в первом варианте увеличивается, а во втором уменьшается на 1.
  3. Значение параметра цикла можно использовать, но нельзя изменять внутри цикла.
Арифметические операции

Арифметическое выражение – это последовательность числовых констант, переменных, математических функций, соединенных знаками арифметических операций и круглыми скобками.

Тип арифметического выражения определяется по следующему правилу: если все операнды целые и в выражении отсутствует операция деления ( / ), то выражение имеет тип integer, в противном случае выражение имеет тип real.

Порядок вычисления значений арифметических выражений:
1) действия в скобках;
2) вычисление математических функций;
3) изменение знака, возведение в степень;
4) умножение, деление;
5) сложение, вычитание.

Для выделения отдельных цифр из многоразрядного числа удобно использовать операции целочисленного деления [div] и извлечения остатка от деления [mod].

Операция div делит число нацело, остаток при этом не учитывается, например:

123 div 10 = 12
123 div 5 = 24
123 div 2 = 61

Операция mod определяет остаток полученный при делении одного числа на другое, например:

123 mod 10 = 3 [123 - (12 * 10) = 3]
123 mod 20 = 3 [123 - (6 * 20) = 3]
123 mod 5 = 3 [123 - (24 * 5) = 3]
123 mod 2 = 1 [123 - (60 * 2) = 1]

Операцию mod часто используют для определения четности числа, например:

x mod 2 = 1 [если число не четное]
x mod 2 = 0 [если число четное]

Так же для извлечения цифр из числа. Данная программа считывает пятиразрядное число и выводит сумму всех его цифр:

Program prim;
Var
    x, a, b, c, d, e, s : integer;
Begin
    Read(x);
    a:= (x div 10000) mod 10;
    b:= (x div 1000) mod 10;
    c:= (x div 100) mod 10;
    d:= (x div 10) mod 10;
    e:= (x div 1) mod 10;
    s:= a + b + c + d + e;
    Write(s);
End.

Задания

  1. Составьте программу для нахождения суммы всех целых чисел от  a до b включительно (a<b). Числа a и b вводятся с клавиатуры.
  2. Составьте программу решения линейного уравнения ax + b = 0. Числа a и b вводятся с клавиатуры.
  3. Напишите программу, которая находит сумму квадратов чисел от 1 до N кратных 7. Значение переменной N ввести с клавиатуры. 

72+142+212+…+X2, где X<=N


Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - hw-e1653285769766.png

Домашнее задание

§ 6 учебного пособия, ответить на вопросы

свернуть

Урок 7. Строковые величины

 

 

Символьная переменная – величина, значением которой является один символ (буква, цифра, знак).

Строковая переменная – величина, значением которой является последовательность символов.

Значения символьных и строковых величин заключаются в апострофы (одиночные кавычки).

Например, 'A', '5', 'Минск'.

Длина строки – это количество символов в строке. Максимальная длинна строки в Pascal ABC – 255 символов.

Описание символьных и строковых переменных в Pascal ABC

Var s:string; {строковая переменная}
    t:char;   {символьная переменная}

Если известна длинная строки, например 20 символов, то для экономии памяти строку можно описать в следующем виде:

Var s1:string[20]; 

Чтобы в программе обратиться к конкретному символу строки, надо указать имя строковой переменной и индекс (порядковый номер) символа в строке. Запись s[1] обозначает первый символ строки s, s[i] – i-й символ строки s.

Два следующих друг за другом апострофа (”) обозначают пустую строку, т. е. строку с нулевой длинной.

Каждый символ имеет уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (от 0 до 255 в десятичном представлении). Символы упорядочены в соответствии с их кодами. Коды всех символов размещены в кодовой таблице. 

Первые 32 кода (от 0 до 31) используются для кодирования управляющих сигналов. Коды 32-127 служат для кодирования букв латинского алфавита, цифр, знаков препинания, знаков арифметических действий, скобок и т. д.  Вторую половину кодов (коды 128-255) используются для представление символов псевдографики, математических знаков и символов национальных алфавитов. 

Первая половина таблицы стала международным стандартом ASCII 

Операции над символьными и строковыми переменными

1. Операции отношения <, >,  <=, >=, =, <>. При сравнении строк сравниваются их коды ASCII. Сначала сравниваются первые символы строк. Большим из них считается тот, код которого больше. Если равны первые символы, то так же анализируется следующая пара до тех пор, пока не будет найдено различие. Если символы строк совпадают и первая строка короче второй, то вторая автоматически считается больше. Результатом сравнения является константа True (Истина) или False (Ложь).

 

Примеры:

writeln('a'<'b');  // True
writeln('ac'<'ab');  //False

2. Операция конкатенации (соединения) +. Ее результатом является строка. Например, ‘ab’ + ‘cd’ = ‘abcd’. Длинна строки, полученной соединением других строк, не должна превышать 255 символов, в противном случае программа завершится сообщением об ошибке.

Строка может складываться с числом, при этом число предварительно преобразуется в строковую переменную. 

Пример:

s:= 'Масса='+15+'кг';  // s='Масса=15кг'

3. Операция * определена над строками и целыми величинами. s*n и n*s означает строку, образованную их строки s, повторенной n раз.

Примеры:

s:= 'M'*5;  // s= 'MMMMM'
l:= 3*'ab';  // l='ababab';  

Задания

  1. Составить программу, которая позволяет ввести с клавиатуры две строки a  и  b, затем определяет, равны ли эти строки между собой.
  2. С клавиатуры вводятся две строки. Составьте программу, которая выводит эти строки в алфавитном порядке.
  3. С клавиатуры вводятся две строки. Составьте программу, которая выводит результат соединения этих строк в одну строку.
  4. С клавиатуры вводится строка S и целое число N. Составьте программу, которая N раз выводит строку S.
  5. С клавиатуры вводится три строки S, N, SN: фамилия, имя и отчество. Составьте программу, которая выведет фразу, являющуюся сложением строк “Здравствуйте”, введенных фамилии, имени, отчества и восклицательного знака. Пример вывода: “Здравствуйте, Иванов Петр Сергеевич!”
  6. Ниже представлена программа, которая получает слово “гора” из слова “программирование “. Измените программу, добавив команду для получения двух новых слов из этого слова. Ваши слова выведите на экран.
var
  S, myWord: string;
begin
  s := 'программирование';
  myWord := s[4] + s[3] + s[2] + s[6];
  writeln(myWord);
end.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - hw-e1653285769766.png

Домашнее задание

§ 7.1 учебного пособия, ответить на вопросы

свернуть

Урок 8. Строковые величины

 

Задания

Задание 1. Составить программу, которая позволяет ввести с клавиатуры две строки А и B, затем определяет, являются ли одинаковыми третьи буквы в обоих словах.

Задание 2. Составьте программу, которая позволяет ввести с клавиатуры две строки А и B, сложите их, запишите результат конкатенации в строковую переменную С и выведите полученную строку на экран.

Задание 3. Составьте программу, которая позволяет ввести с клавиатуры строку А, состоящую из 5 символов, а затем выводит на экран каждый символ два раза.

Например, 
Пользователь ввел строку abcde
Программа выведет на экран aabbccddee

Задание 4. Составьте программу, которая позволяет ввести с клавиатуры две строки А и B, а также целое число N. На экран вывести строку, которая состоит из чередующихся строк А и B N раз.

Например, 
Строка А: Привет
Строка В: Мир!
Число N: 3
Программа выведет на экран ПриветМир!ПриветМир!ПриветМир!

Задание 5. Напишите программу, которая организует диалог с пользователем по следующему шаблону:


Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - hw-e1653285769766.png

Домашнее задание

§ 7.2 учебного пособия, ответить на вопросы

свернуть