Основы возрастной и семейной психологии

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

25.02.2023

 

  Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно, прерогатива семьи. Следует

учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру. Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего, в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам».

   Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное, но для некоторых детей оно – трудное, и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве. Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное.

   При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

– «Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).

– Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

– Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

– Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

– Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).

– Ободрять других (оптимистам жить легче).

– Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).

   Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитатели дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают – семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек меняется, растет, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть – признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание или молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком доме – это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах. Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а, когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе.

    Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим постоянно надо учиться быть родителями, а значит –

лидерами! И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын, дочь могут действительно их услышать и понять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.

   Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они вместе будут пытаться решить новые задачи.

   В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать!), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться. Однако и благополучная семья может быть источником душевных страданий детей: когда она становится ареной борьбы характеров супругов. Конечно, папы и мамы, как правило, обожают своих сыновей и дочерей. И это прекрасно. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверенность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это, кстати, обращал внимание родителей еще А.С. Макаренко. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, – писал он. – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка, имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия… Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей».

   Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем, в зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка.   Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее

членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т. д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания. Стремление к тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы в его характере не сложилась тенденция к ожиданию неудачи и разочарования – одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях.

   Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Взрослый член семьи должен помочь ребенку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации. Но для этого родитель сам должен почувствовать уверенность – он никогда не сможет оказать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится понимать себя и не достигнет самоуважения. Нужно помнить, что в семье могут происходить процессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах. Во-первых, это завышенные требования

родителей (родители ожидают, что если ребенок был хорошим в дошкольном учреждении, он будет таким же и в школе). Во-вторых, соперничество братьев и сестер (такая ситуация возможна в том случае, если родители постоянно сравнивают детей друг с другом). В-третьих, чрезмерные амбиции ребенка (если у него что-то не получается, ребенок уже не соглашается играть в другую игру, и родители не обращают на это внимание). Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей. Если ребенок ведет себя так, как не нравится родителям, то именно они должны помочь ему, одна его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Родитель, обсуждая с ребенком его поведение, должен всегда стараться подчеркнуть его хорошие стороны, сказать, что обычно доволен им как личностью («Сегодня ты допустил ошибку, но посмотри, как ты…»). Часто родители сосредотачиваются на прошлых неудачах ребенка и используют их против него («Вспомни, что, когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее» и т. д.). Акцент на негативных примерах прошлого может породить у ребенка ощущение преследования неудач и нежелание бороться за хорошее мнение о себе. Он может решить для себя: «Пусть меня считают плохим». Родитель обязан употреблять в разговоре с ребенком больше фраз поддержки, таких как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя всё может получиться, ведь ты хочешь этого». Поддержать – это еще и дать почувствовать ребенку, что он нужен. Необходимо помнить, что авторитет родителей и воспитателя для маленьких детей непререкаем и абсолютен, следовательно, установки близких взрослых людей определяют поведение детей. Нельзя говорить детям того, чего вы на самом деле не желаете ему. Не забывайте рассказывать ребенку о своем детстве, об ошибках и о том, как вам было трудно их исправить, о своих слабостях – вы станете более близкими друг к другу, ребенок поймет, что он, как и вы, имеет возможность исправить свою ошибку. Одно из главных условий правильного воспитания – это принять ребенка таким,

какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и   темпераментом. Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путем переключения энергии подростка в полезное русло. Нервозность родителей сразу передается детям. Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах резким, грубым словам. А дети порой не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они все понимают буквально, без «чувства юмора». «Ты - дурак!» – это ранит больнее, чем наказание розгами. Наиболее частые способы реагирования детей в подобных ситуациях – это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность. Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете ее вглубь. Всегда нужно выявить причину агрессии, и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении ребенком необходимого: любви и ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей. А иногда ребенку требуется просто «выпустить пар»: пошуметь, покричать. Вовсе не значит, что о недостатках ребенка с ним вообще нельзя говорить. Наоборот, он должен знать, что родители в нем одобряют, а что порицают. Но сама постановка вопроса должна быть культурной: не «ты – плохой», а – «здесь ты ошибся, но ты ведь не такой, ты хороший, поэтому я верю, что впредь ты этого не сделаешь».

   Создавая благоприятную семейную атмосферу в доме помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

   Радуйтесь успехам ребенка.

   Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

   Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

   Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

 

Учитель Пундер Н.С.

свернуть

Круглый стол «О родительском авторитете»

28.01.2023

                  

Цели:

-  познакомить родителей с основными видами родительского авторитета;

-  повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда успешного семейного воспитания;

- обсудить проблему родительского авторитета;

- рассмотреть с родителями возможные пути преодоления затруднений в воспитании, связанных с данной проблемой.

 

Ход мероприятия:

Истинный авторитет

 есть не что иное,

 как истина изысканная

 силой разума

Иоанн Скот Эриуген

ирландский философ

 

 «Многие родители считают, что они являются авторитетом для своих детей только потому, что они родители. В младшем возрасте это может быть и так. Но постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли.

В чем тут дело? Что такое «авторитет» и «родительский авторитет»? Как поддерживать родительский авторитет на должном уровне? Предлагаю порассуждать об этом сегодня на нашей с вами встрече».

И начнём мы с вами с вопроса: Что же такое авторитет?

Авторитет - это признание важности, значимости и влиятельности человека в определённом коллективе, обществе или социальной группе. Основаниями для авторитета выступают, прежде всего, уважение и доверие. При этом утверждения авторитетного человека редко подвергаются сомнениям, а предложенные им решения, как правило, считаются оптимальными.

На экране перед вами четыре фразы. Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей. Поставьте номер фразы на листке и сдайте.

  1. «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»
  2. «Можешь делать, что хочешь».
  3. «Мне все равно, что ты делаешь».
  4. «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наше счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.  Будущие родители думают, что хорошими можно стать изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны думать, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. К этой цели нужно стремиться. Авторитет, построенный на ложных основаниях, помогает только на короткое время. Вскоре все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Есть много сортов ложного авторитета. Вот некоторые из них.

Авторитет подавления

Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в тоже время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни, мстящие за подавленное детство.

Авторитет родительского положения

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

Авторитет педантизма

В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что их слово – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего бояться, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твердый. Папа наказал ребенка, а потом оказалось, что ребенок не так виноват, как казалось сначала, - папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего начальствования в семье.

Авторитет назидания

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

Авторитет любви

Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви.

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что маму и папу можно как угодно обмануть, только нужно делать это с нежным выражением. Можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты

Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребенком в виде доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают, чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Родительское позволение открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье образовался вредный опыт.

Авторитет подкупа

Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: хорошо будешь себя вести, -  куплю модную вещь. Разумеется, в семье, возможно, некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в коем случае детей нельзя премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям.  Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно трудной работы. Но в этом случае никогда нельзя объявлять заранее ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них, есть ёще много видов ложного авторитета. Есть авторитет веселости, авторитет учености, авторитет «рубахи парня», авторитет красоты. Но бывает часто и так, что родители, вообще не думают ни о каком авторитете, живут как- нибудь, как попало  и как – нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель наказал мальчика за пустяк. Завтра он признается в любви, послезавтра что-нибудь обещает в порядке подкупа, а на следующий день наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители всегда мечутся, в полном бессилии, и полном непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в этом случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между мамой и папой.

        Наконец бывает итак, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в современной семье?

Как только дети начинают подрастать, они интересуются, где работают отец или мать, каково их общественное положение. Дело отца и матери должно выступать, как серьёзное, заслуживающее уважение дело. Заслуги родителей должны быть заслугами перед обществом, действительной ценностью.

Авторитет у детей могут иметь только такие родители, которые живут полноценной жизнью, событиями страны. Прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Вы должны знать его отношение к школе, к учителям, взаимоотношения с товарищами. Вы не должны неожиданно узнавать о неприятностях и конфликтах, вы должны заранее их предугадать и предупреждать с самого начала, вы должны поставить дело так. Чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось с вами поделиться, чтобы они были заинтересованы вашим вниманием.

В жизни каждого ребёнка бывает время, когда он не знает, как поступить, нуждается в помощи, в совете и поддержке. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что ещё не умеет это делать. Вы должны сами почувствовать и вовремя прийти ему на помощь.    Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднительного положения.

Возникает ещё один вопрос: Как стать авторитетом для своего ребёнка? Для этого мы посмотрим с вами небольшое видео.

ВИДЕО

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

 

Классный руководитель 9 «в»  Сукач Л.В.

свернуть

Открытый микрофон «Семейные традиции в воспитании детей»

26.11.2022
Ответственные: Дульдер Л. Д., Пойта С. Н.
развернуть

Открытый микрофон

«Семейные традиции в воспитании детей»

 

Семья в жизни человека – это не просто базовая ячейка общества, но и место, где он может чувствовать себя защищённым и счастливым. В ней мы растём, накапливаем знания, обретаем характер и впитываем ценности, которым нас учат родители. Это не что иное, как планомерное воздействие семьи на развитие человека, одним словом – воспитание, поэтому не зря  В. А.Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей».

Семейные ценности непременно находят своё отражение в деятельности, характере и поведении ребёнка. Являясь совокупностью представлений о жизни, её смысле, взаимоотношениях и о мире в целом, они выступают неотъемлемыми составляющими интеллекта ребёнка и его мировоззрения. Этим определяется важность семейных ценностей в процессе формирования личности. Нужно не просто учить детей тому, что счастье семьи строится на любви и мире, а обязательно подтверждать свои слова примерами из личного опыта. Нужно понимать, что дети невольно копируют своих родителей, а именно их манеру общения и поведения, поэтому необходимо заниматься и самовоспитанием, уметь сдерживать эмоции и решать конфликты мирно посредством поиска компромисса. Из этого следует, что ребёнок усвоит те семейные ценности, которыми обладает родитель.

Традиции семьи и её ценности – это очень хрупкие составляющие человеческой духовной сущности, их необходимо беречь и дорожить ими, ведь из этого складывается трепетное отношение к нормам морали. Ребёнок не осознает этого, если ему это не объяснить. Для этого существуют основополагающие принципы воспитания, являющиеся для родителей вспомогательными. Давайте рассмотрим эти принципы.

Начнём с того, что под словом принципы понимаются исходные положения, которыми следует руководствоваться для создания педагогически верной тактики воспитания. Эти принципы таковы:

– отношения должны строиться на любви и доброжелательности;

– ребёнка в семье должны принимать таким, какой он есть;

– воспитывать нужно, учитывая возраст, пол и индивидуальные особенности ребёнка;

– с малых лет должны прививаться основы гуманизма и уважения к личности;

– родители должны быть образцом для подражания;

– использование игры необходимо в качестве основного способа деятельности;

– общаться с детьми нужно на основе оптимизма (это включает пять принципов позитивного воспитания по Грею Джонсу :

1)отличаться от других – нормально;

2) совершать ошибки – нормально;

3)проявлять негативные эмоции – нормально;

4)хотеть большего – нормально;

5) выражать своё несогласие – нормально, но ребёнок должен помнить, что мама и папа – главные );

Внутренний мир ребёнка также является отражением ценностей семьи. Он начинает своё развитие с переживаний внутренних потребностей с последующим их опредмечиванием. В этом процессе объекты внешнего мира, прежде всего, мать, приобретают для ребёнка определённые значения и эмоциональную окраску, а эмоции в свою очередь существуют в неразрывной связи с семейными ценностями и традициями. Всё, что ребёнок познает в процессе знакомства с миром, будет одухотворено с помощью психической функции мышления, которое интеллектуально и морально. Новые знания будут включать в себя и представления о ценностях семьи, что позволит ребёнку мыслить через призму своей духовности.

Взгляды людей на семейные ценности различны. Это выражается в религиозном и светском понимании.

Религиозное основывается на традиционном, христианском взгляде на семью и брак. Рождение и воспитание детей, а также взаимная помощь выступают основными целями брака. Намеренный отказ от рождения детей рассматривается грехом и считается эгоистическим поступком. Согласно религиозному пониманию, человек – это существо, созданное Богом, которое обладает принадлежностью к одному из двух полов. Эта принадлежность – особый дар Творца. Главным источником моральных ценностей в религиозном понимании является Бог или иная сверхъестественная сила. Семейные ценности и мораль воплощаются в заповедях, заветах и священных текстах, то есть в разнообразных формах сакрального сознания.

Что касается светского понимания, то оно усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира.

Каждая семья определяет для себя наиболее подходящий ей вид понимания духовных ценностей. Сами семейные ценности, по сути, не меняются, меняется лишь их трактовка.

К распространенным семейным ценностям в узком смысле относят:

–ценности супружества;

–ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

–ценности воспитания детей;

–ценности родственных связей;

– ценности, связанные с саморазвитием;

–ценности внесемейных коммуникаций;

–ценности профессиональной занятости.

Если рассмотреть классификацию распространенных семейных ценностей в широком смысле, то получим следующую классификацию:

  1. Общение (Любой человек имеет необходимость обмена информацией, ему важно высказывать своё мнение и получать нужные советы, поэтому в семье должны быть доверительные отношения и искренние разговоры.);
  2. Уважение (Оно выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывая ему собственную точку зрения. Важно постараться понять человека. Уважение в семье нельзя путать со страхом. Дети должны уважать, а не бояться своих родителей)
  3. Чувство значимости для своей семьи (Возвращаясь домой, человек хочет видеть радость в глазах близких. Зная, что его ждут дома, он сможет достичь больших успехов)
  4. Умение прощать( Никто из нас не совершенен, и семья – это последнее место, где нам хотелось бы слышать упрёки и критику в свой адрес, поэтому важно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные)
  5. Традиции( Наличие в семье традиций является сплачивающим фактором и делает семью уникальной)
  6. Ответственность( Это надёжность и честность в отношении себя и других, способность отвечать за свои поступки и их последствия)

Семейные ценности и традиции, несомненно, являются факторами воспитательной среды. Они создают социально-поведенческие идеалы и образцы для подражания. Кроме того, наличие духовных ценностей и традиций в семье – это обязательное условие формирования благоприятного эмоционального фона, необходимого для здоровой психики ребёнка.

Рекомендации для разнообразия семейных традиций.

Виды семейных традиций можно разделить на три большие группы:

-Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица и другие. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.

-Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то, а все вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.

-Совместное времяпрепровождение. Это игры, походы в музей, кино, кафе, туристические походы, путешествия.

Наиболее распространенные современные семейные традиции:

-Совместные завтраки, обеды и ужины. Собраться за столом хотя бы один раз в день и обсудить планы на день или итоги этого дня.

-Утренняя зарядка дома или в парке.

-Совместный отдых, чтобы было весело, интересно, а, главное, вместе!

-Личные семейные праздники

-Украшение дома (причем на любой праздник, а не только на Новый Год)

-Субботники, уборка дома

-Покупки всей семьей

-Рукоделие, художественное творчество

-Ведение семейных альбомов

А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их замечаете».

 

Классный руководитель:                   Пойта С.Н.

Открытый микрофон

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Семейная традиция ‒ это нечто такое, что объединяет всех членов семьи, и направлено оно на укрепление и улучшение внутрисемейных отношений.

Роль семейных традиций в воспитании детей

1.Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности:

➢ любовь к семье,

➢ уважение к своим родным,

➢ заботу о близких,

         ➢ правильное понимание семьи и ее роли в жизни.

      Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз.

  1. Неоспоримая польза традиций доказана научно: они укрепляют семьи и привязанности, делают разнообразной жизнь в кругу родственников – совместное времяпрепровождение становится интереснее.
  2. Соблюдение традиций способствует формированию семейных ценностей.
  3. Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению.
  4. Традиции дают супругам ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни. Если дети участвуют в создании, разработке и праздновании значимых семейных мероприятий на протяжении всей жизни, то они будут чувствовать себя уверенно и оптимистично в будущем.
  5. Для семьи соблюдение своих особых ритуалов важно на протяжении всего детства ребенка и периода его взросления. Семейные традиции создают положительный заряд и хорошие воспоминания на всю жизнь.
  6. Семейные традиции помогут вашему ребенку развить его личность, даже в сложном подростковом возрасте осознание себя как части целого обеспечивает надежную основу, способствуя самоопределению, в том числе и касательно семейных ценностей. Подросток будет строить будущую семью по примеру своей родной, поэтому важно дать ему хороший пример.
  7. Семейные традиции будут давать вашему ребенку чувство безопасности. Каждый день перед ним может возникать множество сложных вопросов. Зная, что он может обратиться к любому из своей крепкой семьи за помощью, вряд ли он будет искать совета на улице, испытывая отрицательное давление со стороны сверстников, влияние алкоголя и наркотиков.

Разновидности семейных традиций

       Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие.

Но все, же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. (Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник, походы в горы и т.д.)

Примеры традиций:

▪ Празднование дней рождений и семейных праздников.

▪ Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам.

▪ Совместные игры с детьми.

▪ Семейный обед по выходным дням. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.

▪ Ритуалы приветствия и прощания.

▪ Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

▪ Чтение перед сном. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

▪ Пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь.

 ▪ Подарки своими руками. Во многих семьях принято, чтобы дети к праздникам делали подарки своими руками родителям и близким родственникам.

 ▪ Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!

▪ Совместные приемы пищи.

 ▪ Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

▪ Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.

▪ Дни памяти умерших родных и близких.

▪ Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.

▪ Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.

▪ Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми.

                  

 

 

    Классный руководитель 8 «А» класса     Дульдер Л.Д.

свернуть