Основы конструктивного взаимодействия

Семинар-практикум «Специфика полового просвещения и основ профилактики половой неприкосновенности»

29.04.2023

 

Педагог-психолог

Голянтич О.А.

 

Цель семинара-практикума: знакомство родителей с аспектами нормального полового развития ребенка и способах его защиты от сексуального насилия.

Задачи семинара-практикума:

  • Познакомить родителей с возрастными закономерностями и особенностями психосексуального развития ребенка.
  • Показать родителям разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
  • Рассказать родителям о формировании половой идентичности у ребенка, полоролевой ориентации и осознания половой принадлежности.
  • Познакомить родителей со способами защиты ребенка от сексуального насилия.

План семинара-практикума:

  1. Приветствие. Правила в группе.
  2. Шеринг.
  3. Упражнение на разогрев “Я женщина, потому что ...; я мужчина, потому что ...”.
  4. Ключевые понятия по теме.
  5. Исследовательское упражнение “Допустимое и недопустимое сексуальное поведение”.
  6. Дискуссия “Приемлемое и неприемлемое поведение”.
  7. Мини-лекция “Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка”.
  8. Подведение итогов лекции “Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере”.
  9. Формирующее упражнение “5 родительских вопросов себе”.
  10. Мини-лекция “Ошибки родителей”.
  11. Дискуссия “Как защитить ребенка от сексуального насилия”.
  12. Рефлексия.
  13. Приветствие. Правила работы в группе

Здравствуйте, уважаемые взрослые (ведущий представляется, коротко рассказывает о себе).

Чтобы нам было комфортно работать, предлагаю внести следующие правила:

Правило “безопасность группы” (рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников).

Правило активности (чем больше вы будет проявлять активность, тем больший результат вы получите от семинара-практикума).

Правило “здесь и теперь” (обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе).

Правила обратной связи:

  • говорить по-существу,
  • каждый говорит за себя и от своего имени,
  • один говорит, другие – слушают,
  • без оценок.

Правило “уважение к другим”:

  • отключить мобильные телефоны или поставить на виброзвонок.

Все согласны? Может быть, вы хотите что-то дополнить? Хорошо.

Мы сегодня вместе с вами разберем одну из очень важных тем. Она не простая, деликатная, тема, которая проходит красной нитью через всю нашу жизнь и от грамотного, адекватного ее понимания зависит очень многое. Зависит то, как мы себя и других воспринимаем, как мы к себе и к другим относимся, чем руководствуемся, когда выбираем себе профессию, друзей, спутника жизни и многое другое, жизнь в целом тоже от этого зависит. Тема сегодняшней нашей встречи “Знание родителями аспектов нормального полового развития – гарант безопасного воспитания ребенка”.

  1. Шеринг

Тема очень большая, хочется, чтобы она для вас была полезной, поэтому прошу вас сейчас каждого назвать свое имя и сказать о личных ожиданиях от этой темы.

Группе предлагаются две пары вопросов:

Первая пара:

1) “Почему вы пришли на этот семинар-практикум?”.

2) “Что вы хотите получить от этого семинара-практикума?”.

При всей кажущейся похожести это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным точкам, второй – к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее.

Вторая пара:

1) “Чего вы ожидаете от семинара-практикума? Каким он, по-вашему, должен быть?”.

2) “Что для вас будет лучшим результатом семинара-практикума?”.

Эта пара вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на процесс (первый вопрос) либо на результат (второй вопрос).

Каждый участник, называет свое имя и отвечает на предложенные вопросы.

  1. Упражнение на разогрев

“Я женщина, потому что ...; я мужчина, потому что ...”

Спасибо что поделись ожиданиями. Предлагаю вам упражнение, которое подготовит нас к серьезной работе и станет подсказкой вам, когда начнем глубоко разбирать тему полового воспитания.

Я прошу поменяться местами всех мужчин. Спасибо. А теперь поменяйтесь местами все женщины. Спасибо. А теперь, пожалуйста, поменяйтесь местами все: и женщины и мужчины. Спасибо.

Теперь вам нужно назвать свою половую принадлежность и подтвердить, почему вы так думаете. Например: “я мужчина, потому что ... (и дальше ваше виденье)” или “я женщина, потому что ... (и дальше ваше виденье)”. Прошу это сделать быстро.

  1. Ключевые понятия по теме

Замечательно все справились.

То, что мы с вами сейчас продемонстрировали сводится к двум понятиям: половая идентификация и гендерное поведение. Мы в процессе занятия будем их использовать.

Половая идентификация – принятие мальчиками и девочками мужской или женской роли.

Гендерное поведение – это поведение в соответствии с принятой половой ролью.

И еще одно определение к нему мы будем так же обращаться сегодня.

Сексуализированное поведение – это несоответствующее возрасту сексуальное поведение.

  1. Исследовательское упражнение

“Допустимое и недопустимое сексуальное поведение”

Прошу рассчитаться на 1, 2, 3. Разделитесь на группы: первая группа здесь, вторая здесь, третья здесь. Каждая группа сможет побывать в роли ребенка (задающего вопрос), родителя (отвечающего на этот вопрос) и стороннего наблюдателя. Когда две группы (родитель и ребенок) будут взаимодействовать, роль наблюдателей очень важная: они должны будут записывать, то важное, что они увидят в этой ситуации.

Сейчас каждая группа получит по две карточки с заданиями (Приложение 1). На подготовку у вас будет 5 минут. Внутри вашей мини-группы вы готовите свой вариант реагирования на предложенную ситуацию, записываете его. Когда прозвонит колокольчик, мы начнем обсуждение ситуаций.

Сейчас одна группа будет родителем, другая ребенком. Группа наблюдателей внимательно следит за ситуацией и фиксирует то, что считает важным, эмоции родителей, их ответы, реакцию ребенка на ответ, был ли ребенок удовлетворен ответом. Позже мы будем подробно разбирать эти ситуации.

Итак, группа номер один – ребенок, группа номер два – родитель. Ситуация реальная. Ребенок обращается с вопросом к родителю. Кто в команде родителей готов быть мамой и папой? Хорошо. Близкие родственники участвуют и всячески поддерживают маму и папу.

Итак, ребенок это может быть самый любознательный из группы, проигрывает или озвучивает ситуацию. Вы родители должны сразу отреагировать на неё.

Спасибо. Сейчас все кто участвовал в этом упражнение, снимите с себя роль. Скажите: “Я не ребенок, я ... (назовите свое имя)”. Это очень важно сделать.

Шеринг после исследовательского упражнения:

Сложно было отвечать на вопросы ребенка?

Какой необходимо владеть информацией, чтобы адекватно отреагировать на такие ситуации?

  1. Дискуссия “Приемлемое и неприемлемое поведение”

Исходя из нашего опыта, давайте заполним таблицу приемлемое и неприемлемое поведение ребенка. Я прошу высказаться каждому. Другими словами нормальное, допустимое поведение или чрезмерно сексуализированное поведение.

(Высказывания записываются в таблицу).

Как видно из списка любое, в том числе и сексуализированное поведение ребенка определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом.

Дети естественным образом проявляют любопытство в отношении собственного тела и тел других людей, они могут исследовать сексуальные особенности собственного тела и принимать участие в соответствующих играх с другими детьми. Такое поведение является неотъемлемым этапом развития, поэтому следует проводить границу между нормальными проявлениями сексуальности и черезмерно сексуализированным поведением

Какие именно проявления можно считать нормальными, а какие излишне сексуализированными для его возраста мы обсудит после 15 минутного перерыва. Дальше мы с вами определимся с понятием нормальное исследовательское поведение в половой сфере. Разберем возможные ошибки родителей и придем к пониманию как уберечь ребенка от сексуального насилия).

  1. Мини-лекция “Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка” (по материалам Г.С. Васильченко)

(Приложение 2)

  1. Подведение итогов лекции “Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере” (по материалам тренинга В.Н. Ослон)

Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере:

  • Ограниченно во времени.
  • Происходит при участии ровесников (а не старших детей или взрослых).
  • Заключается в разглядывании и ощупывании соответствующих частей тела.
  • Движущей силой является любопытство, а не принуждение.
  • Все дети участвуют в игре добровольно.
  • Своеобразная реакция детей (хихиканье, словечки для обозначения частей тела).
  • Дети смущаются, если их заставляют за этим занятием взрослые.
  • Поведение прекращается по просьбе взрослого.
  • В случаях, выходящих за описанные рамки, нужна консультация сексолога.

Итак, если это сексуальная игра, так называемая норма, она характеризуется спонтанностью, добродушием, взаимностью, включает веселье, смех, смущение.

Если это проблемное сексуальное поведение оно характеризуется доминированием, силой, угрозами, насилием, принуждением и компульсивностью (навязчивое состояние, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, хотя и осознаются как неправильные. Это реакция на внутреннюю тревогу, когда индивид чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение).

Дети часто демонстрируют тревожность, враждебность, напряжение и более высокий уровень возбуждения. Такое их сексуальное поведение должно привлечь внимание родителей и взрослых, которым стоит попытаться отвлечь детей.

Дети могут имитировать взрослую сексуальность. Например, попытки имитации полового акта с другим ребенком или куклой, мягкой игрушкой, попытки поместить какой-либо предмет в собственный анус или влагалище или анус, влагалище другого ребенка, орально – генитальный контакт, потребность в том, чтобы другие принимали участие в специфических сексуальных действиях вместе с ребенком.

  1. Формирующее упражнение “5 родительских вопросов себе” (по материалам тренинга В.Н. Ослон)

Чтобы адекватно оценить ситуацию родитель должен задать себе 5 вопросов:

  1. Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного развития?
  2. Соответствует ли участвующие дети друг другу по возрасту и физическим параметрам?
  3. Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят принудительный характер (например, имеют место запугивание, использование силы, хитрость или уговоры)?
  4. Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение ребенка, ту, которую можно было бы ожидать, принимая во внимание естественное ребенку чувство смущения?
  5. Может ли ребенок контролировать свое поведение?

Уважаемые родители, вернемся к нашим ситуациям, уже имея знания возрастных особенностей психосексуального развития и, держа перед собой шпаргалку с вопросами, пересмотрим им.

  1. Мини-лекция “Ошибки родителей”

(Приложение 3)

  1. Дискуссия “Как защитить ребенка от сексуального насилия”

Информация для ведущего. Дети, страдающие расстройства привязанности, а также пережившие сексуальное насилие, часто демонстрируют нарушения полового поведения: они мастурбируют, пытаются провоцировать взрослых на эротические прикосновения и др., используют секс как инструмент, например, как способ приобретения друзей. Для этих детей сексуальное поведение может стать механизмом психологической адаптации. Это помогает им преодолевать чувства утраты, отверженности, страха и одиночества. Они ищут других детей с подобными конфликтами, которые, предположительно могут захотеть принять участие во взаимной сексуальной игре.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере и что бы помочь ребенку необходима забота родителей, врачей и психологов.

Информация к размышлению (по материалам тренинга Л.Петрановской):

72,4 % девочек и 54,6% мальчиков в возрасте 11-12 лет считают, что их родители должны быть главным источником информации о сексе, но только 46,8% девочек и 31% мальчиков получили эту информацию от своих родителей. 54,6 % девочек и 43,1 % мальчиков в возрасте 15 лет считают, что их родители должны быть главным источником информации о сексе, но только 22,4% девочек и 15% мальчиков получили эту информацию о своих родителях. Взрослые отвечают за то, как будет проходить психосексуальное развитие ребенка.

Участники делятся на три группы и в мини-группах отвечают на вопрос “Как защитить ребенка от сексуального насилия?”.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Жертвами сексуального насилия могут быть дети любого возраста: примерно 25 % находятся в возрасте от 0 до 5 лет, 35 % – от 6 до 11 лет и 40 % – от 12 до 17 лет.

Одним из лучших способов по защите ребенка от сексуального насилия – профилактика возможного появления таких ситуаций. Для этого родители должны рассказать ребенку, что такое насилие и научить, как нужно действовать в случае возникновения угрозы.

Для этого нужно навсегда усвоить “Правила четырех НЕ”:

  • Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
  • Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  • Не садись в машину к незнакомцам.
  • Не задерживайся на улице после школы, особенно вечером.

Раздатка для родителей “Защищаем ребенка от сексуального насилия” (Приложение 4).

  1. Рефлексия

Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы услышать от вас: “Полезна или неполезна была наша сегодняшняя встреча?” и “Что вы сейчас чувствуете?”.

Список литературы

  1. Возрастная психология: учебник / под редакцией А.К. Белоусовой. Ростов н/Д: Феникс. 2012. 591 c. (Высшее образование).
  2. Ильин Е.П. психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 576 с.: ил. (Серия “Мастера психологии”).
  3. Капилина (Пичугина) М.В., Панюшева Т.Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. М.: Никея. 2015. 432 с.
  4. Кроу Г., Эрл Р. Вечное одиночество/пер. с англ. СПб.: Виссон. 2014. 448 с.
  5. Николоси Дж., Николоси Л.Э. Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей / Перевод с английского Я.А. Михневич под редакцией В.С. Стрелова. М.: Независимая фирма “Класс”. 2008. 312 с. (Библиотека психологии и психотерапии).
  6. Сексопатология: справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е. Агарков С.Т. и др., Под ред. Г.С. Васильченко. М. Медицина. 1990. 576 с.: ил.
  7. Синягина Н.Ю. психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001. 96 с. (Библиотека школьного психолога).
  8. Степанова М.А. Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2005. 288 с. (Библиотека практического психолога).
  9. Фролова С.В. Психология преодоления ситуации насилия в семье (Феноменология переживания и пути оказания психологической помощи). СПб.: Речь. 2012. 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Карточки с ситуациями к упражнению 5

 

Карточка № 1: «Миша, 5 лет. Он показывает маме, как нужно совершать половой акт».

Карточка № 2: «Марина, 13 лет. Возвратилась домой из школы вся в слезах. В школе ее обзывают лесбиянкой потому, что у нее нет парня».

Карточка № 3: «Лиза, 12 лет. Вы нашли ее дневник. Прочли в нем следующие слова: «Нас познакомила Женя. Она сказала, что он хороший и денег дает за это 500 рублей. Я попробовала, ничего так прикольно. Нет… как то противно… не знаю… Он сказал, что я хорошая девчонка, и что я ему понравилась и могу прийти, когда захочу. Женька психанула, она, наверное, злится, что я ему больше понравилась…».

Карточка № 4: «Игорь, 3 года. При гостях стал громко спрашивать вас, показывая на свой половой орган: мама, папа, а почему у меня тут палочка, а у Насти нет? Она говорит, что это плохо, некрасиво. Я хочу, чтобы у меня было как у Насти».

Карточка № 5: «Ангелина, 11 лет. Расстроена, что у нее началась менструация. Она говорит, что у подруг ничего подобного нет, поэтому жизнь для нее просто не имеет смысла».

Карточка № 6: «Костя, 14 лет. Однажды вы нашли в его постели иллюстрированный журнал для гомосексуалистов и письмо от Миши с признанием в любви».

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Мини-лекция «Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка» (по материалам Г.С. Васильченко).

 

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируется половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. В процессе индивидуального развития человека можно условно выделить следующие возрастные периоды психосексуального развития.

  1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (1 этап психосексуального развития).
  2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (2 этап психосексуального развития).
  3. Пубертатный период (12-18 лет) – происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии 3 этапа психосексуального развития).
  4. Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером.
  5. Инволюционный период (51-70 лет) – снижением половой активности.

Хотим  отметить, но очень кратко, что в развитии человека важное значение имеют «кризисные периоды», во время которых повышается риск заболеваемости и чувствительности к различным факторам, изменяется резистентность организма.  Так, в перинатальном онтогенезе критический период у человека приходится на 6-32-ю неделю внутриутробной жизни. Половая дифференцировка, происходящая в это время, затрагивает не только гонады и половые органы, но и мозговые  структуры, ответственные за половое поведение, материнский инстинкт, агрессивность, двигательную активность и т.д. Большинство авторов считают, что этот необратимый (морфогенетический) процесс определяется наличием (у мальчиков) или отсутствием (у девочек) воздействия собственных андрогенов эмбриона на структуры ответственные за дифференцировкиу пола и полового поведения.

Психосексуальное развитие – один из аспектов индивидуального психического развития. При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа психосексуального развития.

Формирование полового самосознания,  осознание  принадлежности к полу (1-5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени детерминировано половой дифференцировкой мозга в перинатальный период. Формируются сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления на свет детей и изучение половых признаков.  В норме в завершающей фазе этого этапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов).

Формирование стереотипов полоролевого поведения. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или феминности)  микросоциальной среды. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

Формирование психосексуальных ориентаций (12-26 лет), которые обуславливают в последующем в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение ит.д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих определенный ритуал.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Мини-лекция «Ошибки родителей».

 

Давайте еще раз вспомним особенности стадий психосексуального развития и  разберем ошибки родителей, которые могут исказить нормальное развитие.

1 стадия – от рождения до года.

Особенности. Сосание и жевание – главные удовольствия малыша. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, обнимает ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Если эта активность не будет встречать сопротивления со стороны мамы, у малютки будет развиваться чувство безопасности и благополучия.

Надо знать. Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». В современных исследованиях подчеркивается, что будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни.

Ошибки. Недостаток удовольствия от сосания порождает стремление постоянной поддержки удовольствий, связанных с областью рта. Это проявляется в склонности к алкоголю и курению, булимии (обжорству), привычке грызть ногти, словесной агрессии и спазмах в горле.

2 стадия – от года до двух лет.

Особенности. Ребенок учится пользоваться горшком, ему это интересно, он получает от этого удовольствие. Он не чувствует отвращение к своим экскрементам, принимает их, как часть своего тела. И даже приносит горшок похвастаться – так своеобразно он выделяет значимых для него людей.

Надо знать. Сейчас у ребенка появляется способность дарить свою любовь другим. Если родители подчеркивают неудачные шаги ребенка на пути к самостоятельности, часто проявляют недовольство его поведением, то он вырастает неуверенным и слабым.

Ошибки. Наказание малыша за потерю контроля над испражнением или за излишнюю демонстративность может в последствии дать толчок развитию в нем таких качеств, как педантичность (предельно точный, чрезмерно склонный к соблюдению формальных требований), скупость, чрезмерная аккуратность, а также послужит причиной психических расстройств: энуреза (недержание мочи), экнкопреза (произвольного или непроизвольного выделения кала).

3 стадия – от двух до пяти лет.

Особенности. Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Начинается он с вопросов: «Тети рожают девочек, а дяди – мальчиков?», «Мамы что, сначала съедают ребеночка, а потом рожают?». Затем сексуальная активность может проявляться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.

Надо знать. Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально!

Ошибки. Родителям надо стараться называть  половые органы правильно, нормативными названиями. Словечки типа «пипа», «звоночек», «пусик» и т.п. не подходят. Их употребление зачастую приводит к тому, что ребенок, становясь старше, все больше стесняется таких «домашних» названий и в результате расширяет свой словарик позаимствованными вульгарными грубыми уличными определениями. То, как родители называют половые органы, формирует у ребенка определенное отношение к своему телу.

Отношение родителей к половым органам дети воспринимают через их интонацию, выражение лица, замечания и комментарии. Если ребенок стесняется того, что «ниже пояса», настаивает, чтобы никто не смотрел, когда он переодевается (некоторые даже настаивают на том, чтобы их купали в трусиках), это свидетельствует о пренебрежительном отношении родителей к интимным местам.

В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов.

4 стадия – от 6-7 до 11-12 лет.

Особенности. Поскольку в этом возрасте ребенок начинает познавать социальные роли, межличностные отношения, нравственные основы поведения, сексуальные  импульсы ребенка оказываются подавленными или находятся в заторможенном состоянии.

Они интересуются: «Почему прокладки предлагают только женщинам? Мужчины ими не пользуются?», «Что такое презерватив и зачем он нужен?», «Почему взрослые не разрешают смотреть фильм про секс?», «Кто такие проститутки? Ими могут быть старые женщины?» и др.

Возникает интерес к развитию собственного тела. Они начинают беспокоиться, насколько их внешность соответствует эталону. И это совершенно нормально.

Надо знать. Дружба и приятельство в этом возрасте больше сконцентрированы на групповой активности, чем на индивидуальной. У младших школьников симпатия и дружба возникают на основе общих занятий и игр. Взаимоотношения младших школьников разного пола становятся более эмоциональными. Если дошкольник легко  может «раздружиться» с Олей и сразу «подружиться» с Катей, то второклассник будет долго переживать конфликт, возникший с другом.

Согласно исследованиям, неуверенность в общении с противоположным полом взрослого человека предопределяется именно в это время.

Этот возраст – время подражания взрослому поведению, время формирования стиля общения с противоположным полом

Ошибки. Родители должны быть со своими детьми объективными и правдивыми. И с семилетним и с пятнадцатилетним ребенком  разговор нужно вести так, чтобы его смысл отвечал действительности, вытекал из законов природы. Сказки об аистах и капусте вредны для развития сознания ребенка. Рано или поздно он все равно узнает, как все происходит на самом деле и дополнит знания уличным образованием. В результате ребенок перестанет доверять старшим, будет относиться к ним с подозрением, как к обманщикам.

Развращает ребенка не научный факт, а незнания! избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала «уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос ребенка, чтобы чадо на ваш примитивный ответ однажды не заявило: «Что-то я не видела, чтобы дети под кустами валялись».

5 стадия – от 12-13 до 19 лет.

Особенности. Эта стадия включает в себя пубертатный (от начала первых месячных у девочек и первых эякуляций у мальчиков до остановки роста тела) и постпубертатный период (до наступления полной психологической и репродуктивной зрелости).

В это время происходит развитие чувственности, осознание своих потребностей и интересов как взрослого человека.

Если раньше сексуальность ребенка была связана с познанием собственного тела, то сейчас сексуальные интересы направлены на противоположный пол.

Надо знать. Повышенная внимательность к своему внешнему виду у многих подростков вызывает сомнения и недовольство, независимо от того, есть ли для них реальные причины.

Диапазон сексуального поведения подростков расширяется: около 80% юношей и девушек до 16 лет практикуют петтинг (взаимные ласки без полового акта)

Ошибки. На этот возрастной период приходиться очередной всплеск увлечения мастурбацией (согласно статистике, опыт мастурбации до 15 лет имели 30% девочек и 90% мальчиков).

Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения, а его достижение – удовольствие и одновременно муки совести. Такая внутренняя борьба подростка часто приводит к самоедству, усилению страхов: я не такой как все. Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, к его настроению,  чтобы в нужный момент поддержать его, объяснить, что с ним происходит.

Подросток стремится узнать о сексуальности как можно больше, отсюда и повышенный интерес к эротическим изданиям и порнофильмам. Этот интерес проявляется и в «граффити» (рисунки гениталий на стенах туалетов, коридоров, подъездов), в активном использовании нецензурной лексики, вульгарных названий интимных частей тела, смаковании «сальных» анекдотов.

Желание родителей пристыдить подростка вряд ли даст результат, здесь важно разъяснить ребенку, что навязывать окружающим свои проявления сексуальности неэтично, а неспособность контролировать себя в этом характеризует его совсем не с лучшей стороны. Очень важно, чтобы подростки осознали, что «грязной» является не сама сексуальность, а засорение её циничным  отношением.

Начало половой жизни, среднестатистические выпадает на старший подростковый (юношеский) возраст. Сексуальное поведение подростков часто опережает их личностное развитие. Поэтому необходимо, чтобы родители объяснили детям, как важно уметь предвидеть последствия своих поступков, брать на себя ответственность, достигать взаимопонимания с любимым человеком.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Защищаем ребенка от сексуального насилия.

 

Объясните ребенку, что Вы хотите обсудить с ним тему безопасности, чтобы он знал что делать, если окажется в сложной ситуации.

  1. Объясните ребенку, что это неправильно со стороны взрослых принуждать ребенка к сексуальным действиям. Используйте простой, понятный для возраста детей язык.
  2. Заверьте ребенка, что он может спокойно говорить Вам абсолютно все, особенно если это касается других взрослых.
  3. Попробуйте познакомиться с людьми, с которыми ребенок проводит время. Это могут быть родители друзей, тренеры, руководители и соседи.
  4. Расскажите ребенку о его теле. Помогите ему назвать различные интимные части тела и подчеркните, что никто не может прикасаться к ним без его разрешения.
  5. Убедитесь в том, что Вы четко знаете, где ребенок находится в любое время, когда его нет рядом с Вами. Познакомьтесь с друзьями ребенка и узнайте у него о тех местах и домах, которые он посещает. Сделайте правилом обязательно сообщать Вам, когда он приходит или уходит откуда-то, или когда планы меняются.
  6. Никогда не оставляйте ребенка одного в машине, независимо от того стоит она или движется. Научите ребенка НИКОГДА не приближаться к машине и не вступать в разговор с теми, кого он не знает, и никогда не ходить с кем-либо без получения разрешения от Вас.
  7. Участвуйте в деятельности детей, такой как спорт и внешкольные занятия. Будучи активным участником у Вас будет больше возможностей понаблюдать, как учителя обращаются с Вашим  ребенком.
  8. Слушайте своих детей. Обратите внимание, говорят ли дети, что они хотят быть с кем-то или где-либо. Это может означать наличие личного конфликта или отсутствие интереса к занятиям или мероприятиям.
  9. Обратите внимание, если кто-то уделяет Вашему ребенку или всем детям повышенное внимание или дарит им подарки. Найдите время поговорить с ребенком об этом человеке, и узнайте, почему к детям проявляется такое внимание.
  10. Скажите ребенку, что он имеет право сказать НЕТ любому непрошенному, неприятному или смущающему жесту, действиям или прикосновениям других людей.
  11. Будьте чувствительными к любым изменениям в поведении ребенка или отношении.  Смотрите внимательно за любыми происходящими изменениями в поведении ребенка, таким как отказ от любимых видов деятельности или излишняя привязанность к родителям. Мягко поговорите о том, что происходит.
  12. Проверьте нянь и воспитателей. Попробуйте навести справки. Спросите детей, как им понравилась няня, и внимательно выслушайте их ответы.
  13. Потренируйте основные навыки по технике безопасности. Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы в случае необходимости он мог с Вами связаться.  Обозначьте с ним круг людей, к которым он может в случае необходимости обратиться за помощью.

 

 

свернуть

Практикум "Воспитание без насилия", 5-8 кл.

25.03.2023
Отв. Егорова О.А., Голянтич О.А.
развернуть

                     Лекция «Насилие над ребёнком. Как егo предотвратить?»      

 

Цель: формировать у родителей культуру понимания проблемы воспитания без насилия и путей ее преодоления.

Задачи собрания:

1.Сделать проблему насилия в семейном воспитании актуальной и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми

2.Убедить родителей во вреде насилия над детьми.

3.Договориться о путях, средствах и приемах построения ненасильственных

взаимоотношений с детьми в семье.

 

    Сегодня, к сожалению, насилие над детьми превратилось в обычное явление. Большинство людей уже привыкли, даже смирились или стараются не замечать жестокого обращения с детьми, пренебрежение их интересами, эксплуатации – это ужасно.

         Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны различными причинами:

- семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),

- в качестве наказания, неадекватными родителями,

- специфическими культурными, национальными или религиозными факторами,

- сочетанием специфических характерологических особенностей взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;

- жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех и вся.

         Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

         Наряду с этим факторами риска подвержения ребёнка насилию могут выступать:

- наличие у ребёнка физических недостатков,

- врождённые уродства,

- сходство с нелюбимым человеком,

- нарушения в поведении (чрезмерная активность),

- нежеланный ребёнок.

         Различают 4 основных формы насилия над детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие может проявляться в виде пощёчин, пинков, толчков, нанесения ожогов, удушения, грубого хватания другого человека, отбрасывания партнёра в сторону или наземь, бросание предметов в другого человека и т.д.

         Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию, демонстрация эротических материалов, эгсгибиционизм перед ребёнком, принуждение его к раздеванию и т. п. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным.

         Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других людей на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.   К этой форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- оскорбление и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, вовлечение в секты (использование гипноза, интенсивных консультаций «один на один», монотонного пения, «бомбардировка любовью», повторяющиеся угрозы санкций за уход);

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- одинокое грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

         Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К данному виду насилия относятся:

- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а так же в совершение правонарушений;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения.

         Каковы же последствия перенесённого насилия. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечают сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.

         Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия. До 10% детей – жертв насилия – погибает, у большинства появляются серьёзные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.

         Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться. Создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

         Как правило причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

         Как же можно предотвратить насилие? Можно ли защитить наших детей?

         Наших детей можно защитить. Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Они гарантируют обеспечение прав ребёнка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и нарушающих или ограничивающих их права и свободы.

         В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1990 г., подчёркивается: «…ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Таким образом ребёнок имеет право на защиту от всех форм насилия, а к лицам совершающим насильственные действия применяются социальные, административные и законодательные меры предусмотренные УК РФ.

 

Советы родителям:

         Мы все хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо и были счастливы. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть всё хорошее, что есть в наших детях.

v Ребёнок стал замкнут – поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит. В случае когда разговор с ребёнком не получается, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.

v Рассказывайте своим детям о том, что в отношении их могут быть предприняты насильственные действия. Объясните им простые правила как их избежать:

- надо прежде всего не провоцировать (обзывания, шлепки, оскорбления, неуважение повлекут за собой ответные агрессивные действия; слишком открытая, обтягивающая одежда может привлечь насильника и т. д.)

- соблюдайте меры предосторожности (не гуляйте в пустынных местах, возвращайтесь домой до темноты, не верьте заманчивым обещаниям, не ходите в гости к малознакомому человеку, нельзя выполнять поручения случайных знакомых; если вас кто-то настойчиво преследует, звоните по телефону и т. д.);

- будьте разборчивы в выборе друзей.

v Если ваш ребёнок попал в секту:

- не позволяйте себе агрессивных высказываний в адрес его увлечения – ваша ссора с ребёнком будет им только на руку;

- постарайтесь выявить и устранить источник тех проблем, которые загнали его в секту;

- мягко обращайте внимание вашего ребёнка на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять.

- старайтесь укрепить эмоциональную связь с ним, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни в вашей семье.

v Во избежании жестокого отношения в семье:

- знайте любой проступок ребёнка – это ваша вина (не доглядели, избаловали, не объяснили, сами поступаете так же).

- помните «Что посеете, то и пожнёте». Ваше отношение к окружающим вас людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям.

- нельзя переносить на ребёнка свои проблемы и неудачи. Помните он не отвечает за поступки других (мужа, начальника и т. д.).

- очень бережно относитесь к ребёнку. При конфликтной ситуации принимайте справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.

- если вы продумываете наказания за что-либо, вы должны обязательно продумать поощрение

- не требуйте от ребёнка больше, чем он может. Соизмеряйте реальные силы ребёнка, знания и навыки. То, что для Вас является естественным, ребёнку может быть неизвестно.

- откажитесь от командно-распорядительного тона и перейдите к просьбе. Не требуйте, чтобы всё было по-вашему, только на том основании, что вы родитель.

- перейдите к рассудительному стилю семейного воспитания. Научитесь спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка.

- исключите из речевого оборота угрозы, оскорбления и слова унижающие вашего ребёнка (клички, обзывательства и т. д.).

- обращайте внимание на свои чувства («Мне жаль…», «Я расстроена…», «Мне обидно..» и т. п.).

- вместе с ребёнком размышляйте над возникшими проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

- если всё-таки сорвались, не забудьте извиниться и обсудить с ним эту проблему. Признавайте свои ошибки. Обязательно скажите ребёнку, что вы его любите и простили.

Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка!

Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья из газеты «Звязда»

«Воспитание и наказание»

         65% маленьких белорусов подвергались в семье насилия — физическому или психологическому. При этом 8% опрошенных родителей считают это нормой.

         Такая статистика была озвучена в Минске на круглом столе «Родительство-2019», за которым собрались представители общественных и религиозных организаций, педагоги и психиатры.

— Только около 33% детей в Беларуси воспитываются в семье без насилия, а родители разговаривают с ребенком через просьбы и объяснения, — сказала главный специалист Национального статистического комитета Беларуси Юлия ПАНАСЕНКО. — Во время исследования специалисты выясняли, какие методы воздействия используют взрослые при воспитании детей в возрасте от 2 до 14 лет. Для опроса в семье выбирался один ребенок. Исследование показало, что наибольшее количество детей подвергалось психологическим методом воспитания, а 34% —  физическим наказаниям. При этом лишь 8% респондентов заявили, что к детям нужно применять физическое наказание. Это отражает противоречивость между взглядами и действиями взрослых.

         В общем, всю тематику круглого стола можно было объединить слоганом: «Бить или не бить?» Это ярко свидетельствует: часть общества еще не уверена в том, что можно избежать насилия при воспитании детей.

Семья теряет влияние

— Мы готовы услышать все точки зрения на эту тему, — сказал во время своего выступления директор социально-просветительского учреждения «Родительство» Александр ВЕЛИЧКО. — Сегодня ее актуальность не только растет, а превращается в некую «болезненную зону» как в общественном пространстве, так и в государственных структурах.

         Общественный деятель считает, что сегодня роль семьи постепенно вытесняется из процесса воспитания детей. Его переводят на школу, органы опеки и правопорядка. А общество, основываясь на негативных примерах недобросовестных родителей, обобщает этот опыт и на его основе создает модели воспитания, которые все меньше рассматривают семью как центр воспитательного процесса, оттесняют ее на периферию и ограничивают сферой материального обеспечения.

— Но мы уверены, что именно семья должна оставаться центром воспитания детей, — объясняет Александр Величко. — Во-первых, потому что семья наиболее заинтересована в благополучном будущем ребенка. Во-вторых, в школе на одного педагога приходится от 10 до 35 детей, и первые просто не способны обеспечить должное индивидуальное влияние на других. Семьям лучше помогать в вопросах воспитания, а не вмешиваться в этот процесс. Тем более что институт семьи обладает огромным опытом в воспитании, который следует использовать, а не проверять на прочность. Выходит, что ответственность за детей, в том числе юридическая, возрастает, но в то же время права, обеспечивающие реализацию такой ответственности, с каждым годом сокращаются. Семья якобы утрачивает влияние на ребенка.

         Конечно, есть и такая проблема как злоупотребление родительской властью и правами. Но это было и будет не только в сфере воспитания, а в любых сферах общества. Строить систему взаимоотношений, исходя из системы ценностей небольшой части нашего общества как минимум неправильно, — считает активист.

— Воспитание детей держится на трех китах, — добавляет Александр Величко. — Это, во-первых, личный пример, во-вторых —поощрение и одобрение, в-третьих — коррекция и дисциплинирование. Пренебрежение одним из этих методов приводит к дисбалансу воспитательного процесса. Сегодня требуется переосмысление традиционной модели семьи относительно современных общественных реалий и закрепление приоритетных родительских функций в семье.

Не метод, а акт отчаяния

— Самое безопасное место для ребенка  это его семья, но в то же время все чаще именно в семье мы видим акты насилия в отношении детей, — заявила главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Ольга ЛИТВИНОВА. — Надо понимать, что дети очень уязвимы. Ребенок воспринимает как норму все, что с ним происходит в семье. И если на его глазах происходит насилие, даже не по отношению к нему, а между взрослыми, он начинает воспринимать это как вариант нормы, пока сам не вырастет.

         Психиатр уточнила, что у каждого человека есть своя собственная модель воспитания, которая передается из семьи в семью.

Результаты исследования показали, что многие родители даже не понимают, что совершают акты насилия.

         Специалист пояснила, что насилие бывает разное  физическое, сексуальное, психологическое, и даже оставить ребенка в опасности тоже насилие. Любое насилие вызывает страх. Страх  самая древняя эмоция стресса. Во время стресса все силы ребенка идут не на развитие, а на то, чтобы уберечь себя и выжить. Такие дети обычно заперты, у них часто случаются депрессии, не складываются отношения со сверстниками.

 Взрослые, которые игнорируют ребенка эмоционально или наказывают его физически, часто просто не знают других методов воздействия,  считает специалист.  Воспитание и наказание без насилия возможно! Оно базируется на безусловной любви к ребенку. Малыш должен понимать, что его любят: не за хорошие оценки и хорошие поступки, а потому что, он есть в этой семье. Каждый ребенок уникален и имеет право реагировать на жизнь не так, как его родители.

Но что делать, если родители все же выпустили ребенка из виду и ему уже необходима коррекция поведения? Психиатр считает: первое, что необходимо сделать в таких случаях родителям, — признать свою ошибку, а не бить ребенка. А потом начать учиться применять к ребенку ненасильственные методы воспитания.

         С чем были согласны все участники круглого стола, так это с тем, что часто родители просто не знают таких методов.

Поэтому перед тем как сделать ответственность родителей более жесткой, необходимо сначала направить усилия на повышение образованности взрослых в воспитании детей. Только таким образом можно понизить градус насилия в семьях.

 

 

 

Практикум для родителей «Воспитание без насилия»

 

Цель: формировать у родителей культуру понимания проблемы воспитания без насилия и путей ее преодоления.

Задачи собрания:

1.Сделать проблему насилия в семейном воспитании актуальной и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми

2.Убедить родителей во вреде насилия над детьми.

3.Договориться о путях, средствах и приемах построения ненасильственных

взаимоотношений с детьми в семье.

Ход мероприятия

         Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

         Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.

         За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Актуализация знаний. Информационный блок

        Переход от детства к юношеству часто бывает непростым и для самих детей, и для их родителей. Ласковые и спокойные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых, открытые и дружелюбные – в замкнутых и враждебных.  Назовите ваши ассоциации со словом  ПОДРОСТОК. (Ответы родителей. Ведущий может помогать родителям)

Упражнение «Ассоциации»

П – принципиальность, порывистость, подвижность, поведение. О – организованность, обидчивость, ответственность, опасность. Д – дружелюбие, деловитость, дерзость. Р – решительность, романтика, расточительство, радость. О – открытость, очарование, оптимизм, обучение. С – смелость, самостоятельность, самоуверенность, скрытность, серьезность. Т – талант, трудность, требовательность, творчество, тусовка. О – остроумие, общение, обаяние, обязанность, очень большая загруженность. К – контакт, компания, крайность, компромисс, красота, компьютер.

(Ведущему необходимо обратить внимание родителей, что они, как правило, называют полярные ассоциации, и положительные и отрицательные)

         Все дело в том, что данный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. 

Для подростков характерна полярность психики:

  • внимательность уживается с поразительной чёрствостью;
  • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами - с обожествлением случайных кумиров;
  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

(Обсуждение информации. Примеры родителей по желанию)

Педагогический практикум.

         Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?

         От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".

         Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..."

         А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."

         Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

 

 

Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

 

Рекомендация: Кроме используемых фраз, не забывайте, что необходимо избегать общения  с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и залог того, что он вас точно поймет и услышит или наоборот.

Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия»

    Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь помогать по дому, (слушаться)».

Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Удовлетворение потребности в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».  

 

Принципы толерантного общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

 

Психолого-педагогические советы.

Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

 

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

Как бы трудно вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке жизненного пути, станьте его «проводником». Тяжелый жизненный период пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет. Успехов вам и вашим детям, которые уже и не дети вовсе, но еще и не взрослые.

 

Обсуждение:

  1. Что больше всего понравилось?
  2. Что не понравилось совсем?
  3. Что нового узнали?
  4. О чем бы еще хотели узнать?
  5. Что, на ваш взгляд, было лишним?
  6. Какая форма работы, приемы, советы понравились и запомнились больше всего, какие из них желали бы  использовать?

   В память о нашей встрече, мы хотим предложить вам тематическую памятку, в которой вы, в дополнение к сказанному, можете познакомиться с правилами правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками. Правила обязательно помогут Вам грамотно организовать общение со своими детьми.

 

Анкета для учащихся

  1. Представьте себе своего папу или маму в вашем возрасте (13 - 14 лет) и нарисуйте их портрет.
  2. Что не хватает вам для взаимопонимания со взрослыми?
  3. Что не хватает взрослым для взаимопонимания с детьми?
  4. Какой я буду родитель?
  5. Что я считаю самым важным в семье?

 

Памятка для родителей.

  1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб.
  • попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
  • демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;
  • сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;
  • определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;
  • оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?
  • постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы;
  • излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с "изюминкой". Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.
  1. Если ссора все-таки разгорелась.
  • Не создавайте "революционную ситуацию", а если создали, разрешайте ее мирным путем.
  • Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
  • Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".
  • Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.
  1. Если ребенок ушел из дома
  • Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.
  • Для исключения разного рода несчастных случаев наведите справки в "Скорой помощи" и милиции.
  • Соберите сведения об его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь по возможности их проверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка в моменты последних встреч с друзьями.
  • При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать - результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
  • Вступите с ребенком в переговоры, убедите его выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.
  • Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
  • Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
  • В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем родственникам и друзьям. Не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
  • Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей - в возвращении на учебу, работу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия. 

Литература

  1. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
  2. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
  3. Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.
  4. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.

Отв. Егорова О.А., Голянтич О.А.

свернуть

«Меры наказания и поощрения в современной семье»

25.02.2023

 

Когда Вы кричите или бьете своего ребенка,

 он не перестает любить Вас,

он перестает любить себя!

Задумайтесь!

Целью консультации является: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.

Данная информация поможет Вам взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит Ваш родительский опыт.

Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.

В контексте нашей темы хочется задать Вам вопросы, на которые мысленно постарайтесь ответить. У каждого из Вас в жизни были моменты, когда Вас поощряли. Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?

А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?

Мини-лекция

Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.

Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.

Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.

Как правильно хвалить и критиковать ребенка (см. памятку).

Как поощрять ребенка в семье (см. памятку).

40 фраз, которые подарят детям крылья! (прилагается).

Возможные поощрения:

  • подольше не ложиться спать;
  • разрешить посмотреть телевизор;
  • поиграть в компьютер;
  • сладостями угостить;
  • поиграть в совместные игры и т.д.

Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.

П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.

Аргументы против наказаний:

– недопустимы физические наказания:

  • родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
  • физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
  • рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
  • дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
  • дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
  • дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
  • родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
  • постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.

Аргументы «за».

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:

Изолировать:

Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.

– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;

– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;

– найдите для этого не самое приятное место;

– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;

– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.

Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.

Уважаемые родители!

  • Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  • Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  • Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.

Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.

Говорить «НЕТ» и запрещать:

  • если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
  • нужно говорить, почему вам это не нравиться;
  • «нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
  • не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
  • часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.

Не замечать:

Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.

  • объясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
  • не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
  • попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
  • продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.

, не спешите с наказаниями, окриками.

Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.

Домашние задание.

  1. Упражнение: Проанализируйте: сколько раз в день Вы похвалили ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман фартука по 1 спичке за 1 поощрение).
  2. Вопросы к родителям для обдумывания и рассуждения:
  • Какие виды поощрения используете Вы?
  • Как на них реагирует Ваш ребенок?
  • В отношении своего ребенка, что Вы используете больше: поощрения или наказания?
  • Как реагирует Ваш ребенок на наказание?
  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  • Какие наказания Вы не применяете?
  • Можно ли воспитывать без наказаний?

 Спасибо за внимание!

Учитель: Козачук Т.Ф.

 

свернуть