Основы педагогических знаний

Семинар-лекция «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

29.04.2023

 

Классный руководитель 11 класса

Утыканский В.Н.

 

         Цели: познакомить родителей с особенностями профессионального самоопределения подростка.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей в подростковом возрасте, и о том, что нужно для того, чтобы успешно с ними справиться.

  1. Мини-лекция: “Профессиональное самоопределение”.

         Сейчас очень сложный период в жизни подростка, они сталкиваются с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути. Из-за нехватки знаний о своих личностных качествам, возможностях, способностях, а также, что является важным, из-за нехватки знаний о мире профессий и требованиями предъявляемых к ним.

         Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

         На сегодняшний день в стране  насчитывается более шести тысяч профессий, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

         Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – “человек-человек”, “человек-природа”, “человек-техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.

         Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог – и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

         При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если нравятся животные, растения, то будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

         Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирать следует ту профессию, где способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

         Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если общительный ребенок – больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

  • Определить, каковы профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением "Я хочу".
  • Оценить профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами "Я могу".
  • Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "Надо".

         В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

  • Интересна и привлекательна,
  • Соответствует способностям,
  • Пользуется спросом на рынке труда.

         Важным является и отношение родителей к вопросу выбора профессии для детей. Чего хотят все родители для своих детей? Конечно, они хотят, чтобы дети выросли жизнеспособными, могли обеспечить себя и свое будущее.

         Хотелось бы, чтобы родители в наименьшей степени влияли на выбор профессии, чтобы дети делали этот выбор осознанно и самостоятельно. Но, обратите внимание, в наименьшей степени влияли, это не означает, что нужно всю проблему переложить на ребенка и совершенно не помогать ему. А именно не нужно влиять на выбор! Помощь родителей очень ценна для ребенка, он чувствуют свою опору и поддержку взрослого.

         Для осознанного выбора ребенком будущей профессии родителям не следует выбирать самим профессию, нужно прислушиваться к мнению детей. Хорошо если конечно, ребенок внутренне не отторгает выбор родителей. Но, а если он совершенно не склонен к подобранной работе?

         Следует узнавать об интересах и способностях ребенка. Учиться слышать и понимать его. Ведь если родители не согласны с выбором ребенка, это не означает, что он не верен. Родители должны помнить, что главное, чтобы будущая работа нравилась ребенку и была ему интересна. Если так будет, то он сможет добиться в своей профессии больших успехов и сделать отличную карьеру. И соответственно сможет обеспечивать себя и свою семью.

         Родители должны всегда помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность, каждый талантлив по-своему, и каждый имеет свои задатки и способности. Их надо искать и развивать!

свернуть

Родительский университет, семинар-практикум " Как повысить учебную мотивацию ребёнка", 5-8 кл.

25.03.2023
Отв. Тарасюк В.Н., Барановский А.А.
развернуть

Семинар-практикум «Как повысить учебную мотивацию ребенка»

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!».

Одна из основных проблем с которой сталкиваются родители – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания

Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже «4», среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

Мотивация с точки зрения науки.

Термин «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе. 

Ошибка родителей №1.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2.

Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.

Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе. 

Ошибка родителей №5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6.

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей).

Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).

Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для ребёнка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты,

заинтересованный родитель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников.

  1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
  2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
  3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
  4. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
  5. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
  6. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
  7. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
  8. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда  ты это выучишь).
  9. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  10. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей учёбы.
  11. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
  12. Позитивно, регулярно поддерживайте ребёнка . Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  13. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
  14. Не сравнивайте результаты обучения вашего ребёнка с ребятами из класса, это может привести к раздражению Отв. Тарасюк В.Н., Барановский А.А.

 

свернуть

Дискуссия "Как выявить и развить способности ребенка"

22.10.2022
Ответственные: Курачинская М. Л. Андрейченко Л. Н.
развернуть

Как выявить и развить способности ребёнка?

Ученые давно не сомневаются, что в каждом ребенке заложен определенный дар. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» — это своевременная поддержка родителей и педагогов. Задача родителей заключается не в навязывании ребенку своих интересов, целей, желаний, а в выявлении его собственных наклонностей и талантов, и неустанной помощи в целенаправленном их развитии.

В период от рождения до шести-семи лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, и затем последующего развития специальных способностей.

Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.

В основе развития способностей лежат задатки — врожденные анатомические, психологические или физиологические особенности. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно, как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, чем литературные или технические.

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался, хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке.

Причем выполняемая деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, тогда она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной ближайшего развития.

Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Однако какими бы способностями человек ни обладал, он не станет выдающимся музыкантом, художником, спортсменом без таких качеств как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, это способность к бесконечному труду. Подчас даже не имеющий в своем природном арсенале хороших задатков для избранной им деятельности человек достигает известных успехов благодаря силе характера, воли.

Важно понимать, что вырастить из своего ребенка гения мечтает чуть ли не каждый родитель. При этом фанатичное увлечение какой-то областью знаний, спорта или музицированием, как правило, происходит у взрослых в виде массовой тенденции — к примеру, сейчас «модно» детей водить на математику, информатику и конструирование.

По мнению специалистов, тот факт, что ребенок овладел какими-то навыками раньше сверстников, еще не говорит о склонности, а может быть просто высокой нормой развития. Очень часто до школы невозможно даже понять, технарь малыш или гуманитарий. Примерно тоже самое можно сказать и про склонность к определенному виду спорта, к примеру, многие впоследствии известные футболисты стали посещать соответствующие секции лишь с 7-9 лет.

Ловись, талант, большой и маленький

- Независимо от того, какие склонности обнаруживаются у малыша, любому ребенку необходимо гармоничное «базовое» развитие.

- Кроме того, далеко не все способности ребенка, на которые в первую очередь обращают родители, оказываются действительно самыми значимыми. Именно поэтому нужно развивать малыша, что называется, вширь.

Вариантов для этого очень много. Например, при чтении сказки можно попросить его пересказать историю или ответить на вопрос, как бы он поступил на месте героев. Если ребенок изрисовал в комнате обои, не нужно сразу ругать его, лучше развесить на стены листы ватмана и порисовать вместе.

Педагоги и психологи также советуют, как можно больше играть в ролевые игры. Ребенку будет интересно примерить на себя профессию врача, парикмахера или космонавта, а по его предпочтениям взрослые смогут сделать определенные выводы.

Также полезно приобрести малышу различные детские профессиональные наборы из серии «Юный биолог» или «Начинающий врач», а также набор игрушечных музыкальных инструментов. При этом специалисты сходятся во мнении, что даже при явных успехах в раннем возрасте не стоит устраивать культа из способностей малыша, заставлять его демонстрировать знания перед каждым знакомым. Очень часто такие перегибы приводят к тому, что интерес к тем или иным занятиям сходит на нет.

- Самое главное, от чего нужно воздержаться родителям, это пытаться откопать в своем ребенке собственные нереализованные стремления.

 - Нет смысла отдавать в балетную школу девочку, у которой нет нужных физических данных лишь из-за того, что мама мечтала быть балериной. Или пытаться слепить из увлеченного конструкторами малыша гениального футболиста, потому что так хочет папа. Самое главное для успешного будущего любого ребенка — это стремление к новому, готовность проявлять усилия ради достижения цели. Ведь если ребенку что-то интересно, возможно, в этом и проявляются его способности, а главные победы еще впереди.

О чем говорят некоторые склонности ребенка: Литературные способности: ребенок пытается сочинять собственные рассказы и стихи, выделяет в тексте самое важное, отбрасывая незначительные детали, грамотно и последовательно может построить рассказ, использует в речи большое количество эпитетов.

Технические способности: малыш с ранних лет любит мастерить, разбирать и собирать различные механизмы, чинить сломанные приборы, интересуется устройством различных механизмов и машин, имеет склонность к конструированию, часто разгадывает различные ребусы и головоломки.

Научные способности: ребенок с раннего возраста умеет четко и ясно выражать свои мысли, уже перед школой много читает, интересуется энциклопедиями и научно-популярными изданиями, ищет смысл и причины различных процессов, хорошо усваивает абстрактные понятия, рано учатся анализировать и искать причинно-следственную связь.

 

Советы родителям:

  • Не проецировать на ребенка собственные увлечения и интересы.
  • Создать условия для развития таланта.
  • Все делать, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял свои способности напоказ.
  • Учить владеть эмоциями.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

 

свернуть