Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Томашовка имени П. И. Климука
Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.
В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.
На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары. У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).
Анализ сновидений
У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.
Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.
Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11
Приемная Национальной комиссии по правам ребенка находится по адресу:
220030, г. Минск, ул. Кирова, 16, каб.108, тел. 8-017-327-31-38
Телефоны «Доверия» экстренной психологической помощи
Регион |
Телефон |
г. Минск |
|
для взрослых |
8-017-352-44-44 8-017-304-43-70 |
для детей и подростков |
8-017-263-03-03 |
г. Брест |
8-016-251 10 13 |
г. Витебск |
8-021-261-60-60 |
г. Гомель |
8-023-231-51-61 |
г. Гродно |
170 (номер доступен только для жителей Гродненской области) |
г. Могилев |
8-022-247-31-61 |
Минская область |
8-017-202-04-01 |
Центры дружественного отношения к подросткам
г. Минск
Октябрьский р-н, ЦДП «Галс» УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника» ул. Кижеватова, д. 60, корп. Д, тел. 8 (017) 398-31-63
Первомайский р-н, ЦДП «Вместе» УЗ «11-я городская детская поликлиника» ул. Никифорова, 5, тел. 8 (017) 264-36-39
Ленинский р-н, ЦДП «Парус надежды» УЗ «7-я городская детская поликлиника» ул. Плеханова, 127, тел. 8 (017) 368-32-34
Заводской р-н, ЦДП «Успех» УЗ «23-я городская детская поликлиника» ул. Герасименко, 22, корп. 2, тел. 8 (017) 291-20-39
Советский р-н, ЦДП«Ювентус» УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника» г. Минск, ул. Кольцова, 53/1, тел. 8 (017) 261-02-19
Московский р-н, ЦДП «Доверие» УЗ «8-я городская детская поликлиника» ул. Есенина, 66, тел. 8 (017) 272-22-94
Центральный р-н, ЦДП «Синяя птица» УЗ «4-я городская поликлиника» пр. Победителей, 93, тел. 8 (017) 369-74-00
Фрунзенский р-н, ЦДП «Юникс» УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника», ул. Налибокская,15, тел. 8 (017) 209-85-61
Брестская область
ЦДП «Вместе» УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1» г. Брест, ул. Кирова, 82, тел. 8 (0162) 20-96-71
ЦДП Надежда» УЗ «Пинская центральная поликлиника» филиал «Детская поликлиника г. Пинска», ул. Завальная, 18, тел. 8 (0165) 35-16-58
ЦДП «Контакт» УЗ «Барановичская детская городская больница» г. Барановичи, ул. Чкалова, 2, тел. 8 (0163) 42-20-68
Консультативно-информационный центр «Диалог» УЗ «Столинская ЦРБ» г. Столин, ул. Дзержинского, 102, тел. 8 (0165) 52-42-87
Цель: выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми собирается информация о том, имеют ли место поведенческие маркеры, представленные в таблице. Подходит для всех возрастных категорий несовершеннолетних.
№ |
Поведенческий маркер |
Проявление маркера в поведении |
1. |
Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми |
Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.). |
2. |
Регресс в поведении |
Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить. |
3. |
Сверхбдительность или повышенная возбудимость |
Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство. |
4. |
Стремление избегать всего, что связано с травмой |
Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им. |
5. |
Нарушение доверия к окружающим людям |
У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации. |
6. |
Наличие страхов |
Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое. |
7. |
Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки |
Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки. |
8. |
Агрессивность по отношению к другим |
У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя. |
9. |
Склонность к аутодеструктивному поведению |
Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя. |
10. |
Диссоциации |
Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко. |
В школьной среде наиболее уязвимы дети, имеющие внешние, поведенческие, национальные и другие особенности. Однако любой ребёнок может стать объектом травли в среде сверстников.
Чаще всего дети и подростки в школьной среде подвергаются физическому и психологическому насилию.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Психологическое насилие — это однократное или систематическое воздействие на ребенка, нанесение ему оскорблений, унижение его чести и достоинства.
Данные виды насилия одинаково разрушительны для психики ребёнка и несут серьёзные последствия для его самооценки и социализации в обществе.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
— Не следует настраивать ребёнка против участия в школьных мероприятий, даже если они кажутся Вам и ребенку недостаточно интересными;
— постарайтесь не выделять своего ребёнка среди одноклассников дорогостоящей одеждой, мобильными телефонами, броскими украшениями;
— в беседе с ребёнком следует объяснить ему важность выполнения общих требований для всех детей в классе.
Если Вы узнали о факте насилия в школе, в результате которого ребенок не пострадал физически, Вам следует:
— поговорить о произошедшем с учителем, одноклассниками Вашего ребёнка и их родителями;
— если обращение не нашло должного отклика, Вы можете обратиться с заявлением к директору школы;
— при неудовлетворительном результате данных обращений Вы имеете право обратиться в управление образования или прокуратуру.
Если результатом жестокого обращения с ребенком в школе стал очевидный ущерб его здоровью, предлагаем Вам:
— выявить круг потенциальных свидетелей факта насилия;
— организовать медицинское освидетельствование у школьного врача, обратиться в травмпункт или скорую помощь, в течение трех дней с момента свершения деяния, пока не прошли синяки, ссадины и иные следы насилия;
— обратиться в полицию по телефону 102;
— воспользоваться помощью психолога или психотерапевта.
Уважаемые родители и педагоги!
Помните! Насилие в семье и школе пагубно влияет на развитие ребёнка, его настоящее и социальное становление в будущем!
Большинство из родителей внушает детям, что нужно быть воспитанным и вежливым по отношению ко взрослым: не грубить, не хитрить, не врать. Все это, конечно, с позиции педагогики, очень правильно. Но именно тихие, воспитанные дети чаще становятся жертвами преступников. Ведь обмануть их ничего не стоит, поскольку они приучены говорить только правду и выполнять просьбы старших. Мы предлагаем вам подумать. Смог ли попасть в лапы насильника герой знаменитой комедии «Вождь краснокожих», снятой по книге О. Генри? Рыжий, дикий и наглый мальчишка портит жизнь всему поселку и в итоге доводит своих похитителей до того, что они сами приплачивают его отцу за то, чтобы он забрал несносного хулигана, вместо того чтобы получить за него выкуп. Знаменитый фильм «Один дома» тоже показывает, пусть и в комедийной манере, как маленький ребенок может противостоять двум бандитам. Подобные примеры вовсе не означают, что нужно растить чадо лгуном и грубияном. Во-первых, втолковать малышу, что среди хороших и добрых людей иногда попадаются плохие люди, способные на обман, просто необходимо. Во-вторых, надо, как это ни банально звучит, играть со своим ребенком в развивающие игры. Например, в столь любимую детьми игру «Казаки-разбойники» или в «Шпионы». В этих играх можно по косвенным признакам выявлять «недруга», придумывать ловкие ответы, если попался «врагу» на «допрос», успешно спрятаться и быстро убегать, если угрожает опасность.
Такие игры развивают осторожность, внимание, наблюдательность. НЕ мешайте ребенку фантазировать. В опасной ситуации ребенок может внезапно придумать, что случайный прохожий на улице – его родной дядя, и под его прикрытием проследовать домой. Учите ребенка, не стесняясь, использовать приемы Штирлица или Робин Гуда, чтобы в критический момент они могли выручить его из беды. Например, ловко сбежать и затеряться в толпе людей, если ему показалось, что его кто-то преследует, «уходить от хвоста» и маскироваться, как заправский разведчик [2].
Для совсем маленьких детей в качестве профилактики излишней доверчивости подойдут сказки «Красная шапочка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Эти сказки в доступной форме объясняют детям, как зло любит прятаться под маской добра и что не стоит доверять незнакомым людям, ведь отрицательный персонаж идет на любые уловки, чтобы добиться своей цели.
Если у вас сын!
Специалисты правоохранительных органов отмечают, что в настоящее время мальчики чаще подвергаются нападениям насильников, чем девочки. В большинстве случаев это дети из нормальных семей, а не беспризорники или малолетние проститутки. В женщину, даже совсем юную, природа вложила биологическую настороженность в общении с противоположным полом. Девочка уже в 12-13 лет психологически подготовлена к посягательствам на нее со стороны мужчин. Да и беседы матери с дочерью проводят чаще, чем с сыновьями. У нормально развивающихся гетеросексуальных мальчиков такой настороженности нет. Для него старший мужчина – отец, вождь, учитель. Вероятность развратных действий со стороны столь уважаемой персоны в этот образ изначально, как у девочки, не встроена в сознание. На это и рассчитывает педофил. Мальчик изначально испытывает шок от случившегося и зачастую сдается насильнику легче, чем девочка.
Отцы при воспитании сына обходят стороной вопросы возможного сексуального нападения, и каждый думает, что с его ребенком такой беды не случится. А если в процессе воспитания мужественности в сыне отец часто применят грубости, то «ласковому дяде» практически ничего не стоит соблазнить маленькую жертву и утащить, куда ему заблагорассудится [2].
Именно на отцах лежит забота о том, как объяснить сыну, что нужно делать и говорить, если чужой (или знакомый) мужчина повел себя странно. Следует внушить мальчику, что разговор с «ласковым дядей», кем бы он ни был, может быть только один: «Папа (мама) мне не разрешает разговаривать с незнакомыми людьми. Он велел мне кричать и звать на помощь, если ко мне будут приставать чужие»
Удачная форма поведения ребенка, умелое противостояние извращенцу могут спасти жизнь ребенку еще на стадии приставания.
Отцам матерям не следует забывать, что мальчики более любопытны к сексуальной сфере, чем девочки, и подростки готовы активно искать сексуальные контакты и эксперименты, в том числе и со взрослыми. Это может произойти и из-за раннего психосексуального развития, и из-за любопытства с желанием разнообразить свою сексуальную жизнь или получить материальную выгоду (если ребенок стеснен в средствах). А также из-за поиска старшего друга, покровителя, из-за потребности в эмоциональном контакте и душевном комфорте, которых часто не хватает детям даже из внешне благополучных семей.
Но, если у подростка появился «нестандартный» сексуальный контакт, вряд ли он расскажет об этом родителям и, прежде всего, отцу. О способности сына дать отпор кому-либо (необязательно насильнику) отцы должны задумываться как можно раньше, например, когда сыну исполнится 5 лет. В этом возрасте может быть не лишним предложить мальчику заниматься каким-либо боевым спортом – самбо, рукопашным боем, восточными единоборствами и т.д.
Подобные виды спорта не просто учат мальчика махать руками и ногами под крики тренера, но и формируют характер, стойкость, учат не бояться, преодолевать страхи и, прежде всего, страх того, что противник может оказаться сильнее.
Если у вас дочь!
С девочками все проще. Любящая мать, зная, что воспитывает слабую и нежную девочку, с самого раннего детства будет внушать ей осторожность в общении с представителями противоположного пола. Кроме того, девочки еще находятся под контролем мамы, бабушек, соседок, родственниц. Женщины, как некий «клан», общими усилиями подсознательно стремятся к одному – защитить девочку от посягательств мужчин. Мальчикам в этом плане позволяется больше.
Гетеросексуальные педофилы предпочитают детей, потому что девочки доступны и уязвимы. В случаях нападения на девочек и девушек-подростков чаще всего педофил является их знакомым или соседом [2].
Опасность стать жертвой педофила нарастает, когда девочка уже начинает осознавать свою привлекательность, - в 10-13 лет. Девочки начинают кокетничать со знакомыми мужчинами, учителями, друзьями отца. Но подобное кокетство ребенка вовсе не говорит о том, что она готова к сексуальным действиям. Любой, даже самой маленькой, женщине присуще желание нравиться. Девочки нуждаются в мужском внимании не менее, чем взрослые женщины, и непременно кокетничают в обществе любой особи противоположного пола. Современные девочки подрастают очень рано и также рано надевают модную одежду, туфли на каблуках и короткие юбки, пользуются косметикой. Подобные ухищрения великовозрастный педофил воспринимает как готовность к сексу, совершенно забывая, что это просто разодетое дитя, чистое и невинное. Любой нормальный мужчина воспримет заигрывания 12-летнего ребенка как детские шалости. И только извращенец не сможет адекватно расценить поведение маленькой кокетки.
Однако родителям девочки стоит заранее отрепетировать, как дать отпор незнакомцу, если вдруг он обратится к ней с какой-нибудь подозрительной просьбой. (Позвать «родственников» из подъезда, квартиры, помочь посторожить вещи в подворотне и т.д.) Это стандартные приемы педофилов.
Как уберечь ребенка от обитающих в Интернете педофилов
В глобальной Сети полно педофилов, которых нелегко вычислить, и они этим пользуются. Педофилы могут потратить несколько месяцев на то, чтобы, изучив язык подростков, манеры поведения, выглядеть «своими» в подростковых чатах. Нет ничего проще, чем привлечь внимание ребенка, имеющего доступ к Интернету. Чаще всего растлители предлагают обмен «интересными» картинками, пишут стишки, присылают рассказы, видеоизображения – привлекают тем, что является объектом детской любознательности. Ребенок может легко «купиться» на щедрость нового друга и последовать на указанный сайт. Там подросток узнает не только «как делается ЭТО», но и получит также приглашение пойти в кафе, встретиться на улице или посетить зоопарк. С каждым годом Интернет будет становиться все общедоступнее, и родителям будет еще труднее проследить за тем, как и где пользуется их чадо благами всемирной паутины. Жесткая запретительная политика родителей не поможет. Однако обезопасить себя и детей можно. Мы рекомендуем использовать в работе с детьми следующее:
Общие рекомендации
Многие родители прочитав все вышесказанное, задумаются над тем, как предупредить ребенка о возможности сексуального насилия и научить избегать его. Способов немного, но они есть. Все зависит от того, существует ли между вами и ребенком доверие и как и в каких терминах вы будете рассказывать о том, что существуют «плохие дяди и тети». Терминология и подход напрямую зависят от возраста ребенка. Попробуйте объяснить, что есть такие взрослые, которые могут попытаться сделать ему больно и заставить делать то, что ему неприятно. Расскажите, что такие взрослые могут угрожать и его родителям, чтобы заставить его хранить молчание. Ребенок должен понять, что тайн, которые нельзя рассказывать родным, быть не должно. Следует предупреждать ребенка о подстерегающих его опасностях, но не запугивать. Дети должны быть уверены, что их не будут обвинять в том, что им кто-то показывал порнографические картинки или фотографировал обнаженными. Особенно мягко надо разговаривать с впечатлительными, эмоционально неустойчивыми, тревожными детьми.
Взрослые знают, что опасности могут подстерегать ребенка даже во дворе. О них нужно помнить и постоянно напоминать детям. Лучший способ – наглядная демонстрация опасных мест. Обойдите вместе с ребенком весь двор и обратите его внимание на люки, подвалы, чердаки, строительные площадки. Не надо запрещать ему туда ходить, важно доходчиво объяснить, почему нельзя: что на чердаке иногда собираются пьяные компании, а дверь подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда он не сможет выйти. Постарайтесь внушить ребенку, что в подобно ситуации нужно не кричать и плакать, а изо всех сил стучать в дверь подвала – так кто-нибудь скорее услышит и придет на помощь.
После обхода опасных мест можно прочитать ребенку сказку Владимира Келера «Ирина у лемуров». Лемуры – это очаровательные создания с мягкими лапками, пушистыми хвостами, добрыми улыбками и злыми глазами. В сказке они посадили девочку Ирину в мешок и утащили к себе, посадили с темную комнату, где мучили ее до тех пор, пока ее не освободил верный пес. Педофилы, по сути своей, и есть те самые «лемуры» с добрыми улыбками и злыми глазами [2]. Вот несколько правил для родителей, которые необходимо взять на вооружение:
Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом [2]. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское сознание. Что должен знать и уметь и уметь ребенок:
Прочитай внимательно и запомни, что должно насторожить тебя при знакомстве с новым человеком:
Как вести себя с незнакомым человеком в подобной ситуации? Прежде всего не следует бояться показаться трусом. Вежливо откажись от любых его предложений:
Жертвами насилия могут быть все члены семьи. Однако особенно уязвимые члены семьи – пожилые люди и дети.
Если в Вашем доме по отношению к Вам совершаются насильственные действия, то знайте, что против Вас совершается преступление. Насилие можно остановить, если мы осознаем серьёзность этой проблемы и обратимся за помощью.
Если Вы пострадали от насилия, то следует знать, что:
Что делать
Есть несколько способов предотвратить жестокое обращение над пожилым человеком:
мероприятиях.
Любите своего ребенка!
- договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры;
- приготовьте деньги, документы, одежду где-нибудь вне дома (у родственников, друзей);
- заранее договоритесь с друзьями о предоставлении временного убежища;
- держите документы, ключи, деньги в доступном месте, для того, чтобы, взяв их, можно было быстро покинуть квартиру;
- сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел Вас. Спрячьте или уничтожьте все свои записные книжки, конверты с адресами, которые могли бы помочь ему найти Вас;
- заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать Вам необходимую поддержку (кризисный центр для женщин, телефон доверия, медики и т.д.);
- если ситуация критическая, то необходимо покинуть дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи. Помните, под угрозой Ваша жизнь!
- запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
- позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
- громко звать на помощь, кричать «Пожар» и т.д.;
- открыть окна и попытаться привлечь внимание прохожих и попросить их о помощи;
- если Вам все-таки удалось выскочить на лестничную клетку, то звоните во все двери, кричите, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, по крайней мере, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели происшествия в случае, если Вы в дальнейшем обратитесь в милицию.
- в больнице или травмпункте обязательно расскажите, при каких обстоятельствах получены побои, кем они нанесены, когда, где;
- покажите все телесные повреждения и сообщите о болевых ощущениях;
- все эти данные должны быть зафиксированы дежурным врачом в медицинской карте. В этой же карте врач опишет характер полученных повреждений, и какая медицинская помощь Вам оказана;
-обязательно убедитесь в том, что врач правильно и подробно описал место расположения телесных повреждений, их размер, срок образования, способ их получения;
- обязательно получите справку о том, что Вы обращались в медицинское учреждение по поводу телесных повреждений;
- в справке должно быть указано: номер карты, дата обращения, разборчиво ФИО врача, штамп медицинского учреждения.
- после прибытия милиции на «место происшествия» ведите себя как можно более спокойно;
- обязательно потребуйте, чтобы у Вас приняли заявление. Если работники милиции откажутся сделать это, потребуйте встречи с их руководством;
- запишите ФИО милиционеров, служебные телефоны, номер протокола;
- покажите милиционерам телесные повреждения и материальный ущерб;
- расскажите работникам милиции о других случаях применения насилия по отношению к тебе;
- расскажите о свидетелях;
- на следующий день лучше всего снова пойти в милицию и оставить еще одно заявление дежурному милиционеру;
- заявление должно содержать сведения о месте преступления, сведения о времени совершения преступления, сведения о личности виновного, данные о наступивших последствиях, просьбу «возбудить уголовное дело и привлечь виновное лицо к ответственности». Обязательно проследите, чтобы заявление было внесено в регистрационный журнал;
- при подаче заявления Вам обязаны выдать талон-уведомление, где должно быть указано:
- если это необходимо, потребуйте у работников милиции, направление на судебно-медицинскую экспертизу. Предоставьте по возможности доказательную базу: медицинский документ, подтверждающий у Вас наличие телесных повреждений, имена свидетелей преступления, фотографии нанесенных тебе побоев, если они были;
- по Вашему заявлению должно быть принято одно из следующих решений:
- если в срок от 3 до 10 суток со дня подачи заявления не было принято решение, либо Вы не согласны с ним, то Вы можете обжаловать действия сотрудника милиции в вышестоящих инстанциях (РОВД или прокуратуре);
- Вы также имеете право подать жалобу на отказ в приеме и регистрации заявления в отделении милиции, уклонение от выдачи направления на судебно-медицинскую экспертизу, волокиту с возбуждением уголовного дела и его расследованием, другие неправомерные и незаконные действия органа следствия или дознания;
свою жалобу Вы можете направить начальнику данного отделения милиции, прокурору или в суд.
Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.
Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением новых технологий общения с детьми и расследо- ’ вания совершенных преступлений.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.
Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.
Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон- тгтг все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4. Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому) [8].
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где
токсикоманами;
Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только
в неблагополучных семьях.
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
■* • лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические признаки
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность.
На этом этапе большую роль играют:
Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для использования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно использовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Психологи говорят о явлении: Окаменение души и сердца.
Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:
Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой
периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Виды психологического (эмоционального насилия):
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
В презентации обратите внимание на
Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним
Важно!!! Ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помнить, что ребёнок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику, если это близкий человек (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно
Причины преодоления барьера
После раскрытия:
Последовательность действий педагога
- в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к социальному педагогу
Как можно помочь ребёнку это пережить:
Арт-терапия с детьми-жертвами насилия
Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, в частности, из-за того, что жертвы насилия часто подвергаются шантажу во избежание разглашения обстоятельств преступления, арт-терапевтический подход – это менее травматичная для ребенка форма установления диалога. Проекция своих чувств на работу является менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности от травмирующего агента. Использование визуального канала коммуникации имеет ряд достоинств. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств.
«Рисование по сырому листу»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
«Водный салют»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.
Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.
Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры. Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:
Страшно очень – не беда, пусть поможет мне вода. Краской крашу, отпускаю,
Не боюсь и не скучаю.
«Мелки – наперегонки»
Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы: мелки, лист картона.
Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.
«Орнамент»
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.
Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изо деятельности (краски, мелки, пластилин) бумага.
Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.
Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный). Мандала
«Пластилин-силач»
Цель: отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: пластилин, лист картона.
Инструкция: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
Упражнения и психотехники
Я предлагаю Вам некоторые упражнения и психотехники, наиболее успешно применяемые в практике. Их использование не вызовет затруднений, даже если Вы не педагог-психолог.
Перед тем как начать оказывать помощь и поддержку необходимо выяснить у потерпевшего, какой модальностью он пользуется во время воспоминаний. Для этого нужно спросить: «Когда ты что-либо вспоминаешь о случившемся, как ты это делаешь? Ты представляешь эту ситуацию? (визуальная модальность). Ты слышишь слова, которые тогда звучали? (аудиальная модальность). Или то и другое?»
Если преобладает визуальная модальность(ребенок видит образы и картинки происшедшего) , педагог учит потерпевшего эти образы изменять, а именно:
а) заключить образ-воспоминание в рамку,
б) отодвинуть образ-воспоминание на безопасное для себя расстояние,
в) изменить цвет образа – воспоминания с цветного на черно- белый.
Если преобладает аудиальная модальность(ребенок помнит звуки) нужно научить потерпевшего:
а) изменять громкость слов – воспоминаний с выраженной на едва слышную, как будто он слышит шепот,
б) изменять скорость звучания слов со средней на очень медленную или очень быструю («лилипутский язык»).
Опыт практической работы свидетельствует, что при изменение скорости звучания фраз со средней на очень быструю, у детей возникает смешок и угрожающие фразы перестают казаться опасными. Все это поможет облегчить воспоминания и, соответственно. Заключение образа-воспоминания в рамку, мысленное отодвигание его на расстояние и изменение цвета также помогает ребенку снизить остроту переживаний, у ребенка появляется способность обсуждать болезненную ситуацию.
Также мы предлагаем освоить ряд упражнений, которые можно предложить ребенку-жертве насилия, свидетелю преступления, ведь эти дети-свидетели могут быть напуганы и переживать тяжелое психологическое потрясение.
Упражнение «Психологическая зарядка»
Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
-Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
-Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
-Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
-Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
-Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
-Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
-Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».
Цели:
Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может
Обязательно расскажите к кому и как обращаться за помощью.
А самые лавные наши задачи:
Само это слово происходит от английского victim – «жертва», и обозначает оно подсознательное желание оказываться в роли пострадавшей стороны. Казалось бы, как человек в здравом уме может тянуться не к счастью, но к страданиям? Оказывается, очень даже может. Склонность людей к виктимности – это не генетически заложенная модификация поведения, а приобретенная его форма, так или иначе удобная или выгодная для своего носителя. Жертвами насилия очень часто становятся люди, которые не любят думать, не любят анализировать ситуации, в которых находятся, не любят просчитывать вперед ее развитие, собственные ходы и ходы других людей. Их принцип – «пусть все идет, как идет, чего думать, все давно придумано», а образцом для поведения являются другие люди – друзья, знакомые или телевизионные герои.
Чтобы снизить свою подверженность насилию, в первую очередь нужно заложить качественный фундамент собственной жизни, причем сделать это может каждый человек в любом возрасте. Нужно поставить перед собой вопросы о смысле жизни и методах их достижения, и честно ответить на них. Кто я? Зачем я здесь? Куда я иду? В чем смысл моего движения по этой жизни? Что я хочу достичь? Если человек правильно отвечает себе на эти вопросы, тогда уже он может выстраивать свою жизнь в деталях. Взять на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Личная ответственность = личной силе, а это ведет к избавлению от образа жертвы.
Почему у ребенка развивается виктимность?
Развитие виктимности у ребенка может иметь несколько причин. Одна из таких причин – это программируемая с детства позиция жертвы, которая передается в семье из поколения в поколение. Так бывает, если члены этой семьи испытывали дискомфорт и несчастья, мучения и страдания, и это мироощущение передавалось от бабушки и дедушки к внукам как послание, что жизнь тяжелая, и право на нее необходимо заслужить.
Еще одна причина развития виктимности у ребенка – это недостаток материнской любви, в результате чего у него вырабатывается неприятие себя и недоверие к миру. У таких детей отсутствует уважение к себе, так как очень занижена самооценка. Поэтому, когда ребенок оказывается в дискомфортной ситуации, он считает это подтверждением того, что он ничего не значит и им можно пренебрегать. В итоге ребенок смиряется с таким положением и принимает негативное отношение к себе как должное.
Быть жертвами также склонны люди, над которыми в детстве издевались, обижали, не давали проявлять себя как личность. У таких детей отсутствует навык говорить "нет", они не способны постоять за себя, оценить свою значимость в обществе. Ребенок, взрослея, все равно допускает ситуации, в которых он становится жертвой. У таких людей-жертв есть определенные особенности характера, такие как оскудение чувств, когда человек не может разобраться со своими чувствами и понять, что с ним происходит, чего он хочет, поэтому ситуации, когда он в очередной раз становиться жертвой, периодически повторяться.
С детьми в детских учреждениях и школах должны проводиться разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий (например, не открывать дверь посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт, не знакомиться, не поддаваться уговорам) и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях. К мерам профилактики преступлений следует отнести и мероприятия, влияющие на изменение безнравственного или даже асоциального образа жизни некоторых молодежных и подростковых групп, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности их лидеров за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Следует больше внимания уделять организации детских и подростковых клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей подрастающего поколения и с целью профилактики аддиктивного поведения.
На сайте ДДЮТ в разделе методическая служба выложу материалы:
4.1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Психотренинг для педагогов «Эмоциональное отношение педагогов к детям».
Ребёнок в опасности! Памятка для родителей
Основные формы торговли людьми
Можно выделить следующие основные формы торговли людьми, различающиеся сферой, в которой осуществляется эксплуатация людей: • Торговля людьми, особенно женщинами и детьми, с целью сексуальной эксплуатации, в том числе:
- вовлечение в порно индустрию несовершеннолетних, в т.ч. через социальные сети в интернете, – для организации «гражданской» проституции, – для организации проституции в местах военных действий и расположения войск, – организация секс-туризма, – для производства порнографии (особенно использование детей обоих полов для этой цели). • Торговля людьми в целях эксплуатации рабского труда, в том числе: – в «потогонном производстве», – в неформальной и теневой экономике,
– при производстве контрафактной продукции,
– в домашнем хозяйстве (домашнее рабство),
– детский труд (мытье машин, работа в сельском хозяйстве и т.п.), и другое. • Торговля людьми, особенно детьми и инвалидами, с целью попрошайничества, в том числе: – использование детей, – использование инвалидов, – «аренда» младенцев для попрошайничества. • Браки в целях эксплуатации (включая использование системы «невеста по почте»), в том числе: – для использования человека в домашнем хозяйстве (домработницы и т.п.), – для принудительного вынашивания и рождения детей, – для обслуживания больных и престарелых родственников, детей и т.п., и другое. • Торговля людьми с целью принуждения к суррогатному материнству, репродуктивным функциям. • Торговля людьми для принудительной трансплантации органов и тканей. • Торговля детьми с целью принудительного усыновления/удочерения. • Торговля людьми с целью использования в вооруженных формированиях. • Использование солдат для принудительных работ. Этот список остается открытым, так как торговля людьми – очень динамичное явление, и преступники, занимающиеся этим бизнесом, гибко подстраиваются под принимаемые против них меры, под изменения социально-экономической и политической ситуации, и появляются новые формы этого преступления.