Советы психолога

Профилактика самовыгорания педагогов

Рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания

Рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания

  • Не скрывайте свои чувства. Проговаривайте ваши эмоции и обсуждайте их вместе с окружающими;
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагать помощь;
  • Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само по себе. Вам необходима помощь.
  • Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и четко, говорите о них семье, друзьям и на работе;
  • Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни;
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
  • Не старайтесь делать вид, что вам нравиться делать то, что вам не нравиться;
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
  • Старайтесь реже говорить: «Я это не смогу сделать»;
  • Использовать возможность выступить с речью;
  • Следите за питанием и фигурой;
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости»
  • Не забывайте, что вы женственны и красивы.

 

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического

здоровья педагогов

 

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц;
  • Посещение бассейн, тренажерного зала, занятий йогой и т.д.;
  • Релаксация;
  • Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж, горячая ванна с пеной;
  • Смех, улыбка, юмор;
  • Размышления о хорошем, приятном;
  • Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • Занятие любимым делом – хобби.
свернуть

Рекомендации педагога-психолога для педагогов по профессиональному самоопределению

Работа педагогов по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников может включать в себя:

1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;

2) индивидуальную работу со старшеклассниками, требующими особого отношения и внимания.

Педагоги должны помочь старшеклассникам по следующим направлениям:

- определение интересов, возможностей и способностей учащихся;

- формирование внутренней мотивации к профессиональной деятельности;

- выявление и решение проблем, связанных с выбором профильной программы обучения.

 

свернуть

Рекомендации учителям по психологической подготовке выпускников к экзаменам

 

Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи экзамена реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача экзамена.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче экзамена, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

 

свернуть

Рекомендации для педагогов «преодоление стрессовой ситуации»

 

СТРЕСС  физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада.

Селье выделил три фазы развития стресса:

Стадия тревоги: мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. Физиологически реакция тревоги проявляется в следующем: кровь сгущается, повышается выделение азота, фосфатов калия, отмечается увеличение печени.

Стадия стабилизации: все как бы налаживается. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление.

Стадия истощения. Если стрессор оказался слишком сильным   или врожденная приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни даже к летальному исходу.

Рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций.

  • Осознайте свое состояние как результат, как следствие перегрузок. Вызывайте желание изменить свою жизнь, преобразовать регламент своей профессиональной  деятельности с ориентацией на снижение нагрузок.
  • Общайтесь с такими людьми, которые вызывают эмоционально позитивное состояние.
  • Необходимо осознать, что работа-это не вся жизнь, а только ее часть.
  • Осознайте, что мир несовершенен, и он не соответствует нашим ожиданиям. Старайтесь построить свой маленький мир в пределах своей компетенции, в рамках своей профессиональной и служебной  ответственности.
  • Выбирайте четкие цели и концентрируйтесь на достижении в рамках своих сил. Откажитесь от стремления объять необъятное. Учитель не может и не должен заменять ребенку родителей. Школа не единственный фактор и источник решения социальных и жизненных проблем.
  • Стремитесь преодолевать повседневную рутину освоением новых методик преподавания.
  • Избегайте профессиональную замкнутость и изоляцию, обсуждайте свои проблемы с коллегами по работе.
  • Замечательно, если у вас есть хобби: садоводство, кулинария, прогулки на велосипеде, то, что Вам по душе, находите время погулять с близкими людьми или в одиночку.
  • Погружайтесь в музыку, театр, литературу, природу.
  • Ищите поддержку у близких: разговор о стрессовой ситуации.
  • Находите возможности общения с людьми других профессий.
  • Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

Как бороться со стрессом

  • На духовном уровне.

Ваша активная жизненная позиция, вера в то, что жизнь вас не оставит – «Кривая выведет всегда». Персидский поэт Низами формулирует это так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь непоколебим».

  • На физическом уровне.

В этот период необходима хорошая физическая нагрузка: от усиленных занятий спортом до элементарной ходьбы (быстрая прогулка по 40 минут).

  • Рациональное питание.

Необходимо большое количество качественного белка. Из расчета по 1-1,5 г. на 1кг веса, где 60% рациона — белки животного происхождения (мясо и яйцо); 800 г. в сутки должны составлять овощи и фрукты; достаточное количество жидкости — не менее 2-х литров.

Пища счастья: индейка, сыр, молоко,  бананы, шоколад.

 

свернуть

Рекомендации для педагогов: «Как помочь ученикам установить нормальные отношения с Вами».

 

Ваша помощь сводиться к тому, что Вы демонстрируете им своё:  Принятие, Внимание, Уважение, Одобрение, Тёплые чувства.

    Принятие. Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки, проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он — достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем.

Внимание. Дарить позитивное внимание ученикам – дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. Как уделить внимание каждому, если в классе 30 человек? К счастью, здесь важно не количество, а качество:

  • Приветствие учеников. Используйте несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально.
  • Выслушивайте учеников. Беседуя с учеником, не следует думать, что Вы должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны, прежде всего, его выслушать.

Уважение (признание). Признавайте дело, а не творца! Признание-это вид оценки. Оценивайте пусть даже и высоко, сделанное, но не сделавшего это. Иначе эффект может быть плачевным. Так, Вы легко можете перехвалить ученика.

  •  Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события     настоящего момента;
  • Описывайте поведение аккуратно и объективно без единого оценочного суждения,например: «Маша, когда ты сдаёшь домашнее сочинение вовремя, как сегодня, я очень довольна, потому что мне не нужно тебя ругать, и мы можем перейти к следующей теме».
  • Делайте письменные признания. Записки с благодарностью за какое-либо дело могут быть написаны  в тетради или в дневнике.
  • Просите учеников сообщать Вам и всем о том, что заслуживает признания.

 Одобрение. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть что-то хорошее, что нужно развивать. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам.

    Теплые чувства. Чувства особенно нужны ученику, если дела плохи. Дружба с учениками — наше лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.

Вот самые краткие рекомендации, которые помогут Вам в общении с Вашими  учениками. За  развернутой консультацией Вы всегда можете обратиться к нам, в школьную психологическую службу. Мы будем рады Вам помочь.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

 

свернуть

Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях

 

Определение понятий

Суицид  умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей  оказывается человек.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев, —  затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Самоубийство —  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период,  который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка  возникают пассивные  мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему  лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в  75 %  случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия — это  суицидальные   замыслы.  Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид)  или месяцами (хронический пресуицид).

При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок  внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают  внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке.  Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой  совершения повторной суицидальной попытки.  И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним  и проводить иные профилактические действия.

 Причины суицида

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4.  Дисгармония в семье.

5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

7. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния,  не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

 К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

—  с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

—  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

—  с затяжным депрессивным состоянием;

—  сверхкритичные к себе подростки;

—  страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

—  фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

—  страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

—  из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

—  из семей, в которых были случаи суицидов.

 Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

—   потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

—   частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

—   необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

—   постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

—   ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

—   уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

—   нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

—   погруженность в размышления о смерти,

—   отсутствие планов на будущее,

—   внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

 Возможные мотивы

Поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений. К ним относятся:

—  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

—  выраженное чувство долга, обязательность;

—  концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

—  учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

—  убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

—  наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

—  наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

—  психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

—  наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

—  проявление интереса к жизни;

—  привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

—  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

—  планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

—  негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 Профилактика суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния —  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

—  вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

—  внушать им оптимизм и надежду;

—  проявлять сочувствие и понимание;

—  осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание  и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

 

свернуть