Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Томашовка имени П. И. Климука
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних
Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.
Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением новых технологий общения с детьми и расследо- ’ вания совершенных преступлений.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.
Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.
Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон- тгтг все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4. Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому) [8].
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где
токсикоманами;
Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только
в неблагополучных семьях.
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
■* • лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические признаки
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность.
На этом этапе большую роль играют:
Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для использования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно использовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.
Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Психологи говорят о явлении: Окаменение души и сердца.
Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:
Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой
периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Виды психологического (эмоционального насилия):
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
В презентации обратите внимание на
Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним
Важно!!! Ограничить высказывания оценочного или осуждающего характера и помнить, что ребёнок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чувство лояльности по отношению к насильнику, если это близкий человек (не осуждайте насильника, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно никому непозволительно
Причины преодоления барьера
После раскрытия:
Последовательность действий педагога
- в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к социальному педагогу
Как можно помочь ребёнку это пережить:
Арт-терапия с детьми-жертвами насилия
Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, в частности, из-за того, что жертвы насилия часто подвергаются шантажу во избежание разглашения обстоятельств преступления, арт-терапевтический подход – это менее травматичная для ребенка форма установления диалога. Проекция своих чувств на работу является менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности от травмирующего агента. Использование визуального канала коммуникации имеет ряд достоинств. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств.
«Рисование по сырому листу»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
«Водный салют»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.
Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.
Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры. Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:
Страшно очень – не беда, пусть поможет мне вода. Краской крашу, отпускаю,
Не боюсь и не скучаю.
«Мелки – наперегонки»
Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы: мелки, лист картона.
Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.
«Орнамент»
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.
Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изо деятельности (краски, мелки, пластилин) бумага.
Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.
Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный). Мандала
«Пластилин-силач»
Цель: отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: пластилин, лист картона.
Инструкция: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
Упражнения и психотехники
Я предлагаю Вам некоторые упражнения и психотехники, наиболее успешно применяемые в практике. Их использование не вызовет затруднений, даже если Вы не педагог-психолог.
Перед тем как начать оказывать помощь и поддержку необходимо выяснить у потерпевшего, какой модальностью он пользуется во время воспоминаний. Для этого нужно спросить: «Когда ты что-либо вспоминаешь о случившемся, как ты это делаешь? Ты представляешь эту ситуацию? (визуальная модальность). Ты слышишь слова, которые тогда звучали? (аудиальная модальность). Или то и другое?»
Если преобладает визуальная модальность(ребенок видит образы и картинки происшедшего) , педагог учит потерпевшего эти образы изменять, а именно:
а) заключить образ-воспоминание в рамку,
б) отодвинуть образ-воспоминание на безопасное для себя расстояние,
в) изменить цвет образа – воспоминания с цветного на черно- белый.
Если преобладает аудиальная модальность(ребенок помнит звуки) нужно научить потерпевшего:
а) изменять громкость слов – воспоминаний с выраженной на едва слышную, как будто он слышит шепот,
б) изменять скорость звучания слов со средней на очень медленную или очень быструю («лилипутский язык»).
Опыт практической работы свидетельствует, что при изменение скорости звучания фраз со средней на очень быструю, у детей возникает смешок и угрожающие фразы перестают казаться опасными. Все это поможет облегчить воспоминания и, соответственно. Заключение образа-воспоминания в рамку, мысленное отодвигание его на расстояние и изменение цвета также помогает ребенку снизить остроту переживаний, у ребенка появляется способность обсуждать болезненную ситуацию.
Также мы предлагаем освоить ряд упражнений, которые можно предложить ребенку-жертве насилия, свидетелю преступления, ведь эти дети-свидетели могут быть напуганы и переживать тяжелое психологическое потрясение.
Упражнение «Психологическая зарядка»
Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
-Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
-Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
-Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
-Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
-Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
-Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
-Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».
Цели:
Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может
Обязательно расскажите к кому и как обращаться за помощью.
А самые лавные наши задачи:
Само это слово происходит от английского victim – «жертва», и обозначает оно подсознательное желание оказываться в роли пострадавшей стороны. Казалось бы, как человек в здравом уме может тянуться не к счастью, но к страданиям? Оказывается, очень даже может. Склонность людей к виктимности – это не генетически заложенная модификация поведения, а приобретенная его форма, так или иначе удобная или выгодная для своего носителя. Жертвами насилия очень часто становятся люди, которые не любят думать, не любят анализировать ситуации, в которых находятся, не любят просчитывать вперед ее развитие, собственные ходы и ходы других людей. Их принцип – «пусть все идет, как идет, чего думать, все давно придумано», а образцом для поведения являются другие люди – друзья, знакомые или телевизионные герои.
Чтобы снизить свою подверженность насилию, в первую очередь нужно заложить качественный фундамент собственной жизни, причем сделать это может каждый человек в любом возрасте. Нужно поставить перед собой вопросы о смысле жизни и методах их достижения, и честно ответить на них. Кто я? Зачем я здесь? Куда я иду? В чем смысл моего движения по этой жизни? Что я хочу достичь? Если человек правильно отвечает себе на эти вопросы, тогда уже он может выстраивать свою жизнь в деталях. Взять на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Личная ответственность = личной силе, а это ведет к избавлению от образа жертвы.
Почему у ребенка развивается виктимность?
Развитие виктимности у ребенка может иметь несколько причин. Одна из таких причин – это программируемая с детства позиция жертвы, которая передается в семье из поколения в поколение. Так бывает, если члены этой семьи испытывали дискомфорт и несчастья, мучения и страдания, и это мироощущение передавалось от бабушки и дедушки к внукам как послание, что жизнь тяжелая, и право на нее необходимо заслужить.
Еще одна причина развития виктимности у ребенка – это недостаток материнской любви, в результате чего у него вырабатывается неприятие себя и недоверие к миру. У таких детей отсутствует уважение к себе, так как очень занижена самооценка. Поэтому, когда ребенок оказывается в дискомфортной ситуации, он считает это подтверждением того, что он ничего не значит и им можно пренебрегать. В итоге ребенок смиряется с таким положением и принимает негативное отношение к себе как должное.
Быть жертвами также склонны люди, над которыми в детстве издевались, обижали, не давали проявлять себя как личность. У таких детей отсутствует навык говорить "нет", они не способны постоять за себя, оценить свою значимость в обществе. Ребенок, взрослея, все равно допускает ситуации, в которых он становится жертвой. У таких людей-жертв есть определенные особенности характера, такие как оскудение чувств, когда человек не может разобраться со своими чувствами и понять, что с ним происходит, чего он хочет, поэтому ситуации, когда он в очередной раз становиться жертвой, периодически повторяться.
С детьми в детских учреждениях и школах должны проводиться разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий (например, не открывать дверь посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт, не знакомиться, не поддаваться уговорам) и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях. К мерам профилактики преступлений следует отнести и мероприятия, влияющие на изменение безнравственного или даже асоциального образа жизни некоторых молодежных и подростковых групп, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности их лидеров за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Следует больше внимания уделять организации детских и подростковых клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей подрастающего поколения и с целью профилактики аддиктивного поведения.
На сайте ДДЮТ в разделе методическая служба выложу материалы:
4.1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Психотренинг для педагогов «Эмоциональное отношение педагогов к детям».
Ребёнок в опасности! Памятка для родителей