Консультация для родителей
Поставленные звуки Ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук! Но, к сожалению, родители бывают часто разочарованы тем, что малыш, повторяя звук изолированно, не произносит его в речи, которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление. Оно говорит о том, что пришло время для важного этапа работы – автоматизации или закрепления правильного произношения сначала в слогах, затем в словах и в связной речи. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения направлены на развитие у ребёнка навыка самоконтроля и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
*Автоматизация звука в слогах, слоговых сочетаний
|
Движение пальцев рук способствует развитию мелкой моторики, развивает переключаемость речевого аппарата и способствует закреплению звука:
«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Завяжи, развяжи узелки», «Прикрепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок» и пр. *Автоматизация звука в словах. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Назови маленький предмет». Предлагая слово с нужным звуком, попросите ребёнка изменить его, назвать предмет ласково: лодка – лодочка и т. д. «Доскажи словечко»: нужно придумать слово на заданный слог и повторить всё слово: ра… (кета). «Я заметил»: проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых идём (на улице). В названиях должен быть нужный звук. «Волшебные очки»: представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (любой другой цвет, в зависимости от автоматизируемого звук). «Магазин»: представь, что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только те предметы, в названиях которых есть звук [Р] (или другой). Зайди в разные отделы: «продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и купи как можно больше. «Слово – шаг»: называешь слово с нужным звуком, делаешь шаг. При этом ставится задача: дойти до конца ковра или до противоположной стены. В случае неправильного произношения, придётся вернуться на шаг назад. *Автоматизация звуков в предложениях. Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для Вас не менее интересны, чем для ребёнка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого придётся составлять предложение, то есть производить мыслительные операции, а значит закреплять правильное произношение. Игра «Узнай по описанию». Скажите ребёнку, что вы задумали предмет, но не назовёте его, а расскажете о нем (в загаданном слове должен быть закрепляемый звук). Пример: она маленькая, рыжая, пушистая, живёт в лесу, прыгает по деревьям. (Белка.) Затем ребёнок может загадать слово сам. Подобные упражнения трудны. Они повышают качество автоматизации звука, т.к. дети сосредоточиваются на смысле ответа и забывают о правильном звукопроизношении. «Фанты»: если ребёнок нечётко произнесёт звук, он будет должен отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты: выполнить какое-либо задание.
*Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; Можно разучить небольшое стихотворение или скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к
* На осинке росинки засверкали утром перламутром. * Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку. * Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска. * Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. * Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. * Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. * У тридцати трёх полосатых поросят, тридцать три хвостика весело торчат. * В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
ПОМНИТЕ: главное – не быстрота, а чёткость проговаривания звуков. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая, доброжелательно, не повышая голоса. Избегайте выражений: «Ты сказал неправильно», «Ты слушаешь невнимательно». Лучшие варианты - «Давай подумаем вместе».
Не жалейте похвалы, даже если успехи незначительны: «Молодец, ты очень старался!».
Наконец, наступил долгожданный момент. Ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук! Но, к сожалению, родители бывают часто разочарованы тем, что малыш, повторяя звук изолированно, не произносит его в речи, которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление. Оно говорит о том, что пришло время для важного этапа работы – автоматизации или закрепления правильного произношения сначала в слогах, затем в словах и в связной речи. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения направлены на развитие у ребёнка навыка самоконтроля и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Консультация для родителей
Поставленные звуки Ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук! Но, к сожалению, родители бывают часто разочарованы тем, что малыш, повторяя звук изолированно, не произносит его в речи, которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление. Оно говорит о том, что пришло время для важного этапа работы – автоматизации или закрепления правильного произношения сначала в слогах, затем в словах и в связной речи. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения направлены на развитие у ребёнка навыка самоконтроля и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
*Автоматизация звука в слогах, слоговых сочетаний
|
Движение пальцев рук способствует развитию мелкой моторики, развивает переключаемость речевого аппарата и способствует закреплению звука:
«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Завяжи, развяжи узелки», «Прикрепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок» и пр. *Автоматизация звука в словах. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Назови маленький предмет». Предлагая слово с нужным звуком, попросите ребёнка изменить его, назвать предмет ласково: лодка – лодочка и т. д. «Доскажи словечко»: нужно придумать слово на заданный слог и повторить всё слово: ра… (кета). «Я заметил»: проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых идём (на улице). В названиях должен быть нужный звук. «Волшебные очки»: представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (любой другой цвет, в зависимости от автоматизируемого звук). «Магазин»: представь, что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только те предметы, в названиях которых есть звук [Р] (или другой). Зайди в разные отделы: «продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и купи как можно больше. «Слово – шаг»: называешь слово с нужным звуком, делаешь шаг. При этом ставится задача: дойти до конца ковра или до противоположной стены. В случае неправильного произношения, придётся вернуться на шаг назад. *Автоматизация звуков в предложениях. Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для Вас не менее интересны, чем для ребёнка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого придётся составлять предложение, то есть производить мыслительные операции, а значит закреплять правильное произношение. Игра «Узнай по описанию». Скажите ребёнку, что вы задумали предмет, но не назовёте его, а расскажете о нем (в загаданном слове должен быть закрепляемый звук). Пример: она маленькая, рыжая, пушистая, живёт в лесу, прыгает по деревьям. (Белка.) Затем ребёнок может загадать слово сам. Подобные упражнения трудны. Они повышают качество автоматизации звука, т.к. дети сосредоточиваются на смысле ответа и забывают о правильном звукопроизношении. «Фанты»: если ребёнок нечётко произнесёт звук, он будет должен отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты: выполнить какое-либо задание.
*Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; Можно разучить небольшое стихотворение или скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к
* На осинке росинки засверкали утром перламутром. * Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку. * Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска. * Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. * Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. * Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. * У тридцати трёх полосатых поросят, тридцать три хвостика весело торчат. * В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
ПОМНИТЕ: главное – не быстрота, а чёткость проговаривания звуков. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая, доброжелательно, не повышая голоса. Избегайте выражений: «Ты сказал неправильно», «Ты слушаешь невнимательно». Лучшие варианты - «Давай подумаем вместе».
Не жалейте похвалы, даже если успехи незначительны: «Молодец, ты очень старался!».
Наконец, наступил долгожданный момент. Ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук! Но, к сожалению, родители бывают часто разочарованы тем, что малыш, повторяя звук изолированно, не произносит его в речи, которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление. Оно говорит о том, что пришло время для важного этапа работы – автоматизации или закрепления правильного произношения сначала в слогах, затем в словах и в связной речи. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения направлены на развитие у ребёнка навыка самоконтроля и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.