Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Томашовка имени П. И. Климука
Цифровой сервис – «Шаг в профессию», который размещен в открытом доступе на портале государственной службы занятости по адресу: https://gsz.gov.by/popr/
Сервис включает тестирование по трем типам:
профориентация – позволяет определить сферу интересов и предполагаемый топ-профессий по ней;
профотбор – степень того, насколько выбранная профессия подходит тестируемому;
комплексное тестирование – определяет «портрет» тестируемого и предложения по профессиям.
В отличие от обычной помощи в выборе профессии, сервис позволяет не только пройти глубинное исследование: определить сферу интересов, оценить, насколько человек подходит выбранной профессии, но и изучить востребованность профессии на рынке труда.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь №233 от 12.05.2023 года в летний период 2023 года в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования продолжится реализация информационно-просветительской акции «Шаг к успеху» с организацией мотивационных бесед, направленных на формирование у молодежи гражданского и патриотического сознания, популяризации семейных ценностей, достижений национальной культуры и современной Беларуси, привлекая к данной работе авторитетных медийных личностей, представителей силового блока, сфер образования, здравоохранения, спорта, культуры, науки, общественных объединений и ведущих предприятий страны.
Концепция реализации информационно-просветительской акции «Шаг к успеху» базируется на идеях гумманистического воспитания, личностно-ориентированном подходе воспитания личности, педагогических технологиях самовоспитания личности и создания ситуации успеха.
ведущих жизненных ценностей человека. Потребность в успехе является одной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивация достижения, устремление личности к самосовершенствованию, желание превзойти ранее достигнутый уровень, потребность в самоактуализации и др.
Быть успешным – это одно из важных направлений, к которому сегодня стремится современная молодежь.
Ведущими факторами, определяющими успешность человека, являются степень его самопознания и осознание необходимости приложения определенных усилий для достижения личностных целей и социального признания. Исходя из этого, успешность личности, прежде всего, связана с достижением социального успеха.
Успех – это субъективное психологическое состояние удовлетворения следствием морального или физического напряжения.
Успешность личности связана не только с направленностью личности, ее мировоззрением, самооценкой, уровнем притязаний, мотивацией достижений, интеллектом и другими личностными компонентами, но и с профессиональной компетенцией, профессиональными удачами, личностной предприимчивостью, мобильностью, гибкостью и позитивным отношением к собственному успеху.
К характеристикам успешного человека можно отнести следующее:
стремление человека довести личную или профессиональную компетентность и предприимчивость до уровня мастерства;
четкое осознание целей и задач, направленных на реализацию личных и профессиональных решений;
оперативность принятия и реализации решений (глубина и гибкость мышления, проницательность ума, организованность и самодисциплина);
продуктивное деловое взаимодействие с коллегами;
правовая и финансовая грамотность;
эмоциональная удовлетворенность процессом и результатами жизнедеятельности.
Основной стратегический путь успешного человека можно выразить следующими слагаемыми его успеха: мастерство деятельности (профессиональное мастерство), эффективность деятельности и ее высокий результат, эталон личностной и деловой коммуникабельности, удовлетворенность от жизнедеятельности.
К перечню качеств, которые обеспечивают человеку личностные, профессиональные достижения и успешность деятельности относятся наличие специфических особенностей познавательной и интеллектуальной сфер, развитый социальный интеллект, высокие способности к целеполаганию, широта интересов, высокая нравственность, выполнение этических и законотворческих норм и правил, стремление к постоянному саморазвитию, способность к мобилизации, способность к саморегуляции и самоконтролю.
В связи с этим необходимо способствовать осознанию молодежью значимости успеха, как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Важно помочь современным подросткам осознать разнообразие путей, которые открываются перед ними, выбрать тот путь, который приведет их к достижению личностного успеха, ведь личностный успех каждого гражданина и есть успех общества в целом. Педагоги должны дать воспитанникам возможность понять, что можно научиться преодолевать свое неумения, незнания, робость и добиться успеха путем осознания своих способностей, веры в собственные силы и большого трудолюбия, а также то, что успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности.
К основным условиям формирования успешной личности относятся создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха, педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей, накопление социального опыта в различных видах деятельности, закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно личностной значимости.
При этом действенным приемом является пример успешности других людей, которые достойны подражания.
Одним из ключевых моментов мотивации, воспитания интереса к познанию, воспитания сильных черт характера, демонстрации примеров успешных людей является информационно-просветительская акция «Шаг к успеху».
Важным аспектом является то, что личный пример успешного человека, особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин.
Практика общественных обсуждений значимых вопросов давно стала нормой нашей жизни. Обменяться мнениями, высказаться по обозначенным проблемам есть возможность не только у взрослой части населения нашей страны, но и у каждого подростка.
популяризировать достижения современной Беларуси в различных сферах деятельности;
воспитывать чувства гордости за свою страну;
расширять социальный опыт воспитанников, знания о составляющих профессионального и личностного успеха человека;
развивать лидерские качества воспитанников на примере жизненного становления успешных людей;
поддерживать активную жизненную и гражданскую позицию воспитанников;
развивать коммуникативные навыки.
популяризировать семейные ценности.
III. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ АКЦИИ
Информационно-просветительская акция «Шаг к успеху» реализуется в образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием детей, лагерях по профилю, направлениям деятельности.
Планирование мероприятий акции
Проведение встреч организуется по инициативе педагогического коллектива воспитательно-оздоровительного учреждения образования. Проводятся с периодичностью 2-3 раза в смену.
Подготовительная работа
В реальной практике взаимодействие воспитанников и гостя может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает следующие направления:
подготовка педагогов к работе с методикой организации диалоговых форм работы, использования планирования форм взаимодействия;
подготовка воспитанников к встрече с приглашенным гостем, изучение области их интересов, информированности и др.;
подготовка приглашенного гостя для участия в мероприятии акции;
создание благоприятных условий для организуемой встречи;
информирование гостя о предполагаемой встрече и предполагаемых вопросах;
подготовка аудио-и видео материалов.
Подготовительная работа с педагогами
Для достижения цели реализации акции педагогам необходимо помочь воспитанникам познакомиться с этапами достижения успеха человеком, получившим признание коллег, общества, а также помочь понять, что зря в жизни ничего не дается – надо приложить усилия. Работа педагога должна быть направлена на создание целенаправленных сочетаний условий, при которых создается возможность для воспитанников достичь значимых результатов в деятельности и дать почувствовать радость от преодоления трудностей.
Педагог должен быть готов к реализации технологии создания ситуации успеха, технологии самовоспитания, создавать условия для формирования ценных человеческих качеств – трудолюбия, стойкости в борьбе с трудностями, настойчивости в достижении целей и др. При подготовке педагогов к реализации акции их внимание необходимо сконцентрировать на том, что в основе педагогической технологии создания ситуации успеха лежит личностно-ориентированный подход к процессу воспитания, а также на том что данная технология является стимулирующей технологией личностного развития воспитанников.
Исходя из этого с педагогами необходимо организовать цикл обучающих методических занятий, направленных на знакомство с перечисленными педагогическими технологиями, изучение основных стратегий успешного поведения, качеств, обеспечивающих человеку личностные и профессиональные достижения, сопутствующие и препятствующие факторы личностному и профессиональному успеху и др.
На подготовительном этапе педагогам необходимо изучить современные подходы к организации коммуникативных форм работы, приемы формулирования вопросов, активизации участников встреч, правил аргументации, способов привлечения внимания слушателей и др.
Подготовительная работа с воспитанниками
В процессе предварительной работы с воспитанниками важно провести заочное знакомство с профессиональной деятельностью приглашенного гостя, фактами его биографии, особенностями сферы деятельности, в которой он является успешным и т.д. Помимо этого воспитанникам целесообразно предложить сформулировать интересующие вопросы, провести конкурс на самый интересный вопрос.
С целью привлечения воспитанников к организации встречи можно предложить им самостоятельно изготовить приглашение гостю для участия во встрече, подготовить афиши о проведении мероприятия для размещения на информационном стенде, информацию для размещения на сайте учреждения образования, а также фотовыставку, мультимедийную презентацию, видеофильм непосредственно о самом приглашенном госте для использования во время проведения встречи и т.д.
Помимо подготовительной работы, непосредственно направленной на организацию встречи с приглашенным гостем, воспитанников необходимо познакомить с такими понятиями как «успех» и «не успех» «успешность» и «неуспешность», «профессиональный успех», «личностный успех», принципами и стилем жизни успешного человека, технологией достижения профессионального и жизненного успеха и др.
Важно познакомить воспитанников с перечнем факторов, которые препятствуют личностному и профессиональному успеху: отсутствие четких жизненных целей, перекладывание ответственности за результаты на внешнее окружение, наличие неоправданных личных ограничений, скрытое удовольствие от позиции «Я – жертва обстоятельств», отказ от личной ответственности «Я должен», совершение противоправных поступков и др. Также необходимо проанализировать с воспитанниками факторы, сопутствующие успеху: желание меняться в лучшую сторону, стремление к постоянному личностному росту и профессиональному совершенствованию, персональная ответственность за результат, осознание личных ресурсов и собственной значимости, творческий подход, готовность и желание системно анализировать свое поведение, исправлять ошибки, вносить коррективы и др.
Подготовительная работа с приглашенным гостем
После приглашения гостя для участия во встрече и получения его положительного ответа, педагогу, являющемуся организатором мероприятия, необходимо сообщить ему информацию об особенностях целевой группы (возраст, увлечения, круг интересующих вопросов воспитанников и т.д.). Также перед ним необходимо поставить задачи вести диалог в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, совместно определить перечень и содержание тематических блоков встречи и т.д. Целесообразно предложить гостю предоставить на встречу фотографии из личного архива, имеющиеся награды, предметы из личной коллекции, имеющие отношение к становлению его как профессионала, успешного человека. Руководители, представители предприятий, организаций могут организовать брендированные выставки, презентации, мастер-классы.
Мероприятия акции представляют собой организацию встреч воспитанников с людьми, являющимися успешными как в профессиональном так и в личностном плане. Проведимые встречи относятся к диалоговым формам работы. Содержание встреч должно быть направлено на гражданское и патриотическое воспитание воспитанников, расширение их представлений о составляющих профессионального и личностного успеха человека. Встречи с приглашенными гостями рекомендуется проводить в форме круглого стола, ток-шоу, часа вопросов и ответов, встречи-презентация, встречи у костра, разговора о важном, открытого диалога, диалоговой площадки и др.
Кроме диалоговой площадки возможно участие гостя в других мероприятиях, проводимых в учреждении образования в этот день. Например, участие в товарищеском матче по командным видам спорта, выступление в качестве эксперта на дебатах или дискуссии, члена жюри в творческих, познавательных конкурсах, проведение мастер-класса и др. Участие в иных формах взаимодействия с гостем необходимо обсудить заранее.
Для проведения встречи определяется ведущий, который выполняет функцию модератора. Вступительную часть встречи необходимо посвятить знакомству с приглашенным гостем. Это можно сделать в процессе просмотра видеофильма, презентации, рассказа. Сообщить информацию о госте может как сам приглашенный, так и воспитанники, которые необходимую информацию подготовят заранее.
Ведущий знакомит участников встречи с темой для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для информации по заданной теме.
Мероприятия акции включают следующие блоки:
Каждый блок реализуется посредством «шагов», освещаемых гостем:
Шаг «Успех и образование»
В ходе реализации данного блока необходимо сделать акцент на роль качественного образования на пути к достижению успеха в жизни, рассказать о возможностях, предоставляемых нашим государством, для получения образования и др. Гость знакомит аудиторию с новыми технологиями, научными достижениями ученых страны.
Шаг «Успех и непрерывное саморазвитие»
Обсуждение значимости процессов непрерывного самовоспитания, самообразования, саморазвития на пути к достижению успеха, а также мотивации к повышению уровня имеющихся знаний, развитие таланта, стремление сделать себя лучше во всех аспектах жизни и т.п.
В разговоре с приглашенным гостем можно затронуть вопросы трансформации человека на протяжении жизни, переоценке ценностей, личных приоритетов, что невозможно без получения новых знаний.
Шаг «Успех и национальные ценности»
В диалоге важно обратить внимание на то, что стремление к успеху и национальные ценности взаимосвязаны между собой, о том, что успешным человек может быть только в обществе, в котором успех является одной из ценностей. Формирование семейных ценностей, сохранение семейных традиций – также составляющие успеха молодого белоруса.
Шаг «Успешный я – успешная страна»
Разговор в данном блоке диалога должен быть направлен на формулирование выводов о том, что успешность страны и успех ее граждан взаимозависимы. Насколько каждый из нас будет стремиться быть успешным, приносить пользу не только себе, но и окружающим людям, всему обществу и стране в целом, настолько наша страна будет успешна в различных сферах деятельности: экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.
Шаг «Успех и профессиональный выбор»
В данном блоке разговор должен быть направлен на обсуждение важности осознанного выбора профессии, возможных форм профориентационной работы (включая профессиональные пробы), факторов, влияющих на выбор профессии, потребностей рынка страны в определенных профессиях, конкурсах профессионального мастерства, проводимых на различных уровнях и др.
Шаг «Успех и непрерывное саморазвитие»
Обсуждение значимости процессов непрерывного самовоспитания, самообразования, саморазвития на пути к достижению успеха, а также мотивации к повышению уровня имеющихся знаний, развитие таланта, стремление сделать себя лучше во всех аспектах жизни и т.п.
В разговоре с приглашенным гостем можно затронуть вопросы трансформации человека на протяжении жизни, переоценке ценностей, личных приоритетов, что невозможно без получения новых знаний.
Шаг «Успех и общественное признание»
Обществу необходимы современные герои, чей жизненный выбор мог бы служить примером для остальных. В данном блоке необходимо организовать обсуждение о признании обществом успехов отдельных личностей. Каким образом это происходит, как к этому относятся сами успешные личности. В данном блоке важно обратить внимание на награды, которые имеет приглашенный гость. Услышать информацию за какие заслуги он их получил.
Шаг «Успешный я – успешная страна»
Данный «шаг» в диалоге должен быть направлен на формулирование выводов о том, что успешность страны и успех ее граждан взаимозависимы. Насколько каждый из нас будет стремиться быть успешным, приносить пользу не только себе, но и окружающим людям, всему обществу и стране в целом, настолько наша страна будет успешна в различных сферах деятельности: экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.
Шаг «Успех и профессиональный выбор»
В данном блоке разговор должен быть направлен на обсуждение важности осознанного выбора профессии, возможных форм профориентационной работы (включая профессиональные пробы), факторов, влияющих на выбор профессии, потребностей рынка страны в профессиях в сфере культуры, конкурсах профессионального мастерства, проводимых на различных уровнях и др.
Шаг «Успех и непрерывное саморазвитие»
Обсуждение значимости процессов непрерывного самовоспитания, самообразования, саморазвития на пути к достижению успеха, а также мотивации к повышению уровня имеющихся знаний, развитие таланта, стремление сделать себя лучше во всех аспектах жизни и т.п.
В разговоре с приглашенным гостем можно затронуть вопросы трансформации человека на протяжении жизни, переоценке ценностей, личных приоритетов, что невозможно без получения новых знаний.
Шаг «Успех и общественное признание»
Обществу необходимы современные герои, чей жизненный выбор мог бы служить примером для остальных. В данном блоке необходимо организовать обсуждение о признании обществом успехов отдельных личностей в сфере культуры. Каким образом это происходит, как к этому относятся сами успешные личности. В данном блоке важно обратить внимание на награды, которые имеет приглашенный гость. Услышать информацию за какие заслуги он их получил. Ответить на вопросы: «Что такое «звездная болезнь»? Как ей противостоять?»
Шаг «Успех и вдохновляющий пример»
Принимая во внимание исключительно большое воспитательное значение положительных образцов и примеров поведения и деятельности успешных людей, данный блок направлен на активизацию у воспитанников стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и преодолению имеющихся недостатков. Вдохновляющие примеры из жизни участников встречи должны стать основой для организации разговора в данном «шаге». Рекомендуется подготовить примеры известных личностей в сфере культуры государственного и мирового масштаба.
Шаг «Успех и национальные ценности»
В диалоге важно обратить внимание на то, что стремление к успеху и национальные ценности взаимосвязаны между собой, о том, что успешным человек может быть только в обществе, в котором успех является одной из ценностей. Формирование семейных ценностей, сохранение семейных традиций – также составляющие успеха молодого белоруса.
Шаг «Успешный я – успешная страна»
Разговор в данном блоке диалога должен быть направлен на формулирование выводов о том, что успешность страны и успех ее граждан взаимозависимы. Насколько каждый из нас будет стремиться быть успешным, приносить пользу не только себе, но и окружающим людям, всему обществу и стране в целом, настолько наша страна будет успешна в различных сферах деятельности: экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.
Шаг «Успех и здоровый образ жизни»
Взаимосвязь здорового образа жизни и успешности человека не подлежит сомнению. Разговор в данном блоке необходимо направить не только на важность сохранения физического здоровья, но и на необходимость ведения здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом. Рассказать, что такое спорт высоких достижений. Что способствует выработке дисциплины, силы воли, стремления к достижению высокого спортивного результата.
Шаг «Успех и общественное признание»
Общество должно знать современных героев, чей жизненный выбор мог бы служить примером для остальных. В данном блоке необходимо организовать обсуждение о признании обществом успехов белорусских спортсменов. Каким образом это происходит, как к этому относятся сами успешные личности. В данном блоке важно обратить внимание на награды, которые имеет приглашенный гость. Услышать информацию за какие заслуги он их получил.
Шаг «Успех и вдохновляющий пример»
Принимая во внимание исключительно большое воспитательное значение положительных образцов и примеров поведения и деятельности успешных людей, данный блок направлен на активизацию у воспитанников стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и преодолению имеющихся недостатков. Вдохновляющие примеры из жизни участников встречи должны стать основой для организации разговора в данном блоке. Рекомендуется подготовить и примеры известных личностей в сфере спорта государственного и мирового масштаба.
Шаг «Успешный я – успешная страна»
Разговор в данном блоке диалога должен быть направлен на формулирование выводов о том, что успешность страны и успех ее граждан взаимозависимы. Насколько каждый из нас будет стремиться быть успешным, приносить пользу не только себе, но и окружающим людям, всему обществу и стране в целом, настолько наша страна будет успешна в различных сферах деятельности: экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.
Шаг «Успех и нравственно-правовой выбор»
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность и законопослушность – это всегда самостоятельный выбор человека. Внимание воспитанников необходимо заострить на том, что сделать правильный выбор и обеспечить нравственно-правовое поведение человека способно знание не только этических норм, но и законодательства, норм ответственности за безнравственные поступки. Все это в единстве может обеспечить нравственное и законопослушное поведение человека.
Шаг «Успех = знание и соблюдение правопорядка»
Порядок там, где его поддерживают. Данный «шаг» знакомит воспитанников с основами законотворчества, мерами ответственности за совершение правонарушений и преступлений, освещает актуальные вопросы по предупреждению преступности в подростковой среде.
Шаг «Успех и общественное признание»
Обществу необходимы современные герои, чей жизненный выбор мог бы служить примером для остальных. В данном блоке необходимо организовать обсуждение о признании обществом успехов сотрудников силовых структур. Каким образом это происходит, как к этому относятся сами успешные личности. В данном блоке важно обратить внимание на награды, которые имеет приглашенный гость, озвучить информацию за какие заслуги он их получил.
Шаг «Успешный я – успешная страна»
Данный «шаг» диалога должен быть направлен на формулирование выводов о том, что успешность страны и успех ее граждан взаимозависимы. Насколько каждый из нас будет стремиться быть успешным, приносить пользу не только себе, но и окружающим людям, всему обществу и стране в целом, быть законопослушным, настолько наша страна будет успешна в различных сферах деятельности: экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.
Шаг «Успех и личностные качества человека»
В процессе диалога необходимо обратить внимание на процесс формирования личностных качеств человека, способствующие успешности человека: умение слушать и слышать, целеустремленность, честность, инициативность, коммуникабельность, самостоятельность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, лидерство, ответственность, сообразительность, организованность, трудолюбие и др. Важно акцентировать внимание на формирование социальной ответственности, которая представляет собой реализацию не только своих личных интересов, но и интересов других людей, общества в целом.
Шаг «Успех и непрерывное саморазвитие»
Обсуждение значимости процессов непрерывного самовоспитания, самообразования, саморазвития на пути к достижению успеха, а также мотивации к повышению уровня имеющихся знаний, развитие таланта, стремление сделать себя лучше во всех аспектах жизни и т.п.
В разговоре с приглашенным гостем можно затронуть вопросы трансформации человека на протяжении жизни, переоценке ценностей, личных приоритетов, что невозможно без получения новых знаний.
Шаг «Успех и национальные ценности»
В диалоге важно обратить внимание на то, что стремление к успеху и национальные ценности взаимосвязаны между собой, о том, что успешным человек может быть только в обществе, в котором успех является одной из ценностей. Формирование семейных ценностей, сохранение семейных традиций – также составляющие успеха молодого белоруса.
Шаг «Успешный я – успешная страна»
Разговор в данном блоке диалога должен быть направлен на формулирование выводов о том, что успешность страны и успех ее граждан взаимозависимы. Насколько каждый из нас будет стремиться быть успешным, приносить пользу не только себе, но и окружающим людям, всему обществу и стране в целом, настолько наша страна будет успешна в различных сферах деятельности: экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и т.д.
В ходе мероприятия ведущий поочередно предоставляет право участникам встречи задать свой вопрос, следит за соблюдением регламента мероприятия, задает уточняющие вопросы, активизирует слушателей, с целью визуализации информации демонстрирует видеофрагменты, фотоматериалы, книги, журналы и т.д.
Этап подведения итогов
На этапе подведения итогов встречи приглашенный гость выбирает лучший заданный вопрос воспитанниками, совместно с ведущим подводит итоги, делает выводы, обращается с напутственным словом к участникам встречи. На данном этапе уместно предложить гостю сделать памятную фотографию с участниками встречи, оставить запись в «Книге почетных гостей». В случае, если встреча проходит в учреждении образования, уместно для гостя провести экскурсию, продемонстрировать достижения воспитанников и др. (также это можно сделать и перед проведением встречи).
На заключительном этапе важно с воспитанниками провести анализ встречи на предмет обсуждения, какое значение данная встреча имела для каждого из них, какие выводы для себя сделал каждый из участников, какая информация была самой полезной и интересной и т.д. После этого воспитанникам дается поручение подготовить и разместить информацию о прошедшем мероприятии на сайте учреждения образования, статью в газету и т.д.
Партнеры
Министерство образования
НАН Беларуси
Министерство обороны
Министерство культуры
Министерство промышленности
Министерство спорта и туризма
ЦК ОО «БРСМ»