7 класс

Урок 2. Представление информации в компьютере. Единицы измерения объема информации

 

Цель урока: изучить представление информации в компьютере. её кодирование и единицы измерения объёма.


Смотреть вторую часть учебного видеоролика (с 8 мин. 10 с.)

Краткий конспект

Код – совокупность условных знаков, каждому из которых присваивается определенное значение

Двоичный код – набор из нулей и единиц.

Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером.

Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Бит – одна двоичная цифра: 0 или 1.

Байт – единица измерения количества информации, состоящая из восьми последовательных и взаимосвязанных битов.

Байт – это объём информации, который отводится для хранения цифрового кода одного символа

1 байт= 8 бит

Например: фраза “Средняя школа” занимает в памяти 13 байт=104 бит.

Для обозначения большего объема информации используются другие единицы измерения:
   1 Кбайт (килобайт) = 1 024 байт;
   1 Мбайт (мегабайт) = 1 024 Кбайт  = 1 048 576 байт;
   1 Гбайт (гигабайт) = 1 024 Мбайт  = 1 048 576 Кбайт = 1 073 741 824 байт;
   1 Тбайт (терабайт) = 1 024 Гбайт  = 1 048 576 Мбайт = 1 073 741 824 Кбайт = 1 099 511 627 776 байт.

Для перевода чисел можно воспользоваться программой Калькулятор.

Для этого откройте программу Калькулятор. В панели навигации выбрать Вид —> Программист.


Задания по теме урока

Задание 1. Выполните тест по ссылке

Задание 2. Найдите пары

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 2 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 1. Информация и её свойства

Цель урока: изучить виды информации; изучить информационные процессы, а также выяснить, что является носителем информации.


 

Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.

Свойства информации:

  • ценность;
  • ясность (понятность);
  • актуальность;
  • полнота;
  • достоверность.

Информацию человек воспринимает с помощью органов чувств.

Виды информации по способам ее восприятия:

Информацией обмениваются люди, объекты живой природы и технические устройства.

Источник – объект, который передает информацию.

Приемник – объект, который получает информацию.

Носитель информации – любой материальный объект, на котором размещается и хранится информация. Носителями информации являются человек, животные, растения, камни, книги, журналы, фотобумага, кинопленка и т. д.  

Виды информации по форме представления на носителях:

  • графическая (рисунки, схемы, чертежи, фотографии, картины и т. д.);
  • символьная:
  • текстовая информация (буквы, знаки препинания);
  • числовая информация (цифры);
  • смешанная информация (буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических действий, нотные знаки, знаки обозначения валют и др.).

С понятием «информация» тесно связано понятие «данные».

Данные – это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию. 


Задания по теме урока

Задание 1. Пройдите тест по ссылке

Задание 2. Разгадайте кроссворд

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 1 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 3. Логика высказываний

 

Цель урока: изучить, что представляет собой логика высказываний, ознакомимся с понятием «Высказывание» и логической операцией «НЕ»


Смотрим первую часть образовательного видео (до 5 мин. 50 сек.)

Высказывание – повествовательное предложение, о котором можно сказать, что оно или истинно или ложно.

Истинное высказывание – такое высказывание, в котором заключена правдивая информация.

Ложное высказывание – высказывание, в котором заключена неверная информация.

Примеры:

Минск – столица Беларуси (Истинно)

Лондон – столица Франции. (Ложно)

Составные высказывания – высказывания, которые состоят из простых высказываний, соединенных друг с другом логическими операциями И, ИЛИ, НЕ.

Логическая операция НЕ (NOT, отрицание, инверсия).

Отрицанием высказывания называется новое высказывание, которое является истинным, если высказывание ложно, и ложным, если высказывание истинно.

Пусть А — некоторое высказывание, И – Истина, Л – Ложь.

Составим таблицу истинности для операции отрицания (операции НЕ).

А НЕ А
И Л
Л И

Пример:

Курица – птица. (Истинно)

Курица – не птица. (Ложно)


Задания по теме урока

Задание 1. Выполните тест по ссылке.

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 3 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 4. Логические операции И, ИЛИ

 

 

Цель урока: изучить логические операции И, ИЛИ.


Смотрим вторую часть образовательного видео (с 5 мин. 50 сек.)

Логическая операция И (AND, логическое умножение или конъюнкция)

Составное высказывание А И В, образованное в результате объединения двух простых высказываний А и B логической операцией И, истинно тогда и только тогда, когда А и В одновременно истинны. Если хотя бы одно из простых высказываний, связанных операцией И, будет ложным, то и составное высказывание будет ложным. 

Для записи логической операции И используют следующие обозначения: A И B,  A AND B,  A · B,  A * B, A∧ B,  A & B

Таблица истинности для операции И

А В А и В
 И  И  И
 И  Л  Л
 Л  И  Л
 Л  Л  Л

Логическая операция ИЛИ (ОR, логическое сложение, или дизъюнкция)

Составное высказывание А ИЛИ В, образованное в результате объединения двух простых высказываний А и B логической операцией ИЛИ, ложно тогда и только тогда, когда А и В одновременно ложны. Составное высказывание А ИЛИ В будет истинным, если истинно хотя бы одно из двух составляющих его простых высказываний.  Для записи логической операции ИЛИ можно использовать следующие выражения: A ИЛИ B, A OR B, A + B, A∨ B, A | B.

Таблица истинности для операции ИЛИ

А В А или В
 И  И  И
 И  Л  И
 Л  И  И
 Л  Л  Л

Если в логическом выражении присутствует несколько логических операций, то важно определить порядок их выполнения. Наивысшим приоритетом обладает операция НЕ. Логическая операция И, т. е. логическое умножение, выполняется раньше операции ИЛИ — логического сложения.


Задания по теме урока

Задание 1. Пройдите тест по ссылке

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 4 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 5. Множества. Элементы множества. Подмножества

Цель урока: изучить понятия множества, элементы множества и подмножества.


Смотрим первую часть образовательного видео (до 6 мин. 20 сек.)

Краткий конспект

Множество – несколько предметов, обладающих общим свойством или признаком. Объекты, составляющие множество, называются элементами множества. Для названий многих множеств существуют специальные слова – понятия.

Множества обозначаются прописными буквами латинского алфавита: A, B, X, Y, A1, A2, …, элементы множеств – строчными буквами: a, b,x, y, a1, a2, … .

Например, мебель – множество стульев, столов, шкафов, кроватей и т. д.

Множества бывают:

  • конечные; частный случай – единичное (одно элементное) множество, например, множество преподавателей в этой аудитории, или множество десятичных цифр;
  • бесконечные; пример – множество натуральных чисел;
  • пустое {Ø}. Пустым множеством называют множество, не содержащее ни одного элемента.

а ∈ М (элемент а принадлежит множеству М), а ∉ М(элемент а не принадлежит множеству М).

Если множество M состоит из элементов a, b, c, то это записывают так: M = {a, b, c}.

Множество В является подмножеством множества А, если каждый элемент множества В принадлежит множеству А. Иными словами, множество В содержится во множестве А, Обозначается: В ⊂ А.  Значок ⊂ называют значком включения.

Пример: {1,2,3}⊂ {1,2,3,4,5,6} /Запись А ⊄ М обозначает, что множество А не является подмножеством множества М.


Задания по теме урока

Задание 1. Пройдите тест по ссылке

Дополнительные задания:

Домашнее задание

§ 5 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть

Урок 6. Операции над множествами

Цель урока: Изучить операции над множествами: пересечение, объединение.


Смотрим вторую часть образовательного видео (с 7 мин. 00 сек.)

Отношения между подмножествами можно наглядно изобразить в виде кругов Эйлера.

Пример кругов Эйлера:

В – множество живых существ;

А – множество людей;

С – множество неодушевленных предметов.

Множество А называют подмножеством множества В, если каждый элемент множества А является в то же время элементом множества В. Обозначение: А ⊂ В.

Пример: {1, 2} ⊂ {1, 2, 3, 4}.

Суммой, или объединением, множеств А и В называется множество, состоящее из элементов, которые принадлежат хотя бы одному из множеств АВ.

Объединение множеств обозначают так: А ∪ В.

Пример: {1, 2, 3} ∪ {2, 3, 4} = {1, 2, 3, 4}.

Пересечением множеств А и В называется множество, состоящее из тех и только тех элементов, которые принадлежат множест­вам А и В одновременно.

Пересечение множеств обозначают так: А ∩ В.

Пример: {1, 2, 3} ∩ {2, 3, 4} = {2, 3}.

Решение задач и использованием кругов Эйлера

 

Задания по теме урока

Задание 1. Выполните тест по ссылке

Дополнительные задания:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - hw-e1653285769766.png

Домашнее задание

§ 6 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

свернуть